Никогда не пытайтесь провезти на Гавайи колибри. Странный совет, особенно во время пандемии. Тут и без колибри до Гавайев бы добраться.
Но именно такое напутствие мы получили на острове Мауи, когда посещали экологическую фруктовую ферму. Чуть позже расскажу, почему с колибри на архипелаг путь заказан.
Для начала о самом пути. Мы вылетали на остров Мауи из Сан-Диего. Для того, чтобы попасть на Гавайи, туристам – будь то американцы или иностранцы, привитые или нет, — необходимо сдать ПЦР-тест за 72 часа до вылета. Удовольствие недешевое, примерно впятеро дороже, чем в Москве. Сам по себе анализ сдать очень просто: рядом с грузовым терминалом аэропорта Сан-Диего стоят палатки, асфальт расчерчен на множество машин, но в то утро мы были одни.
Над Тихим океаном в самолете Гавайских авиалиний обнаруживаю, что бортовой журнал сделан из специальной бумаги, которая на 99,9% убивает бактерии. Говорят, коронавирус вообще мало передается через поверхности, но сознание того, что держишь в руках практически стерильный журнал, добавляет уверенности.
Полет занимает 5 с половиной часов, и за это время экипаж не будет настаивать на том, чтобы вы сменили маску через 3 часа, как происходит на рейсе Аэрофлота Москва — Лос-Анджелес. Но если уж стюардесса сделала замечание, лучше маску сразу надеть. О том, что происходит в случае неповиновения, мы узнали из репортажа MSNBC уже в отеле. На земле в самолет заходит полиция и заковывает нарушителя в наручники. Ему (ей) грозит уголовное преследование, 5 тыс долл. штрафа и пожизненный запрет на полеты в данной авиакомпании. В нынешнем году количество воздушных хулиганств (а отказ надеть маску приравнивается к таковому) выросло на порядок и составило с начала года 1300.
К счастью, наш полет проходил без каких-либо инцидентов.
Между прочим, воздушное сообщение Гавайев с континентом имеет самое непосредственное отношение к ананасам. В 1927 году «ананасный король» Джеймс Доул, владевший крупнейшей в мире плантацией ананасов на гавайском острове Ланай, вдохновился первым трансатлантическим перелетом Чарльза Линдберга и организовал авиационные гонки из Окленда (Калифорния) в Гонолулу. Первый приз – внушительная по тем временам сумма в 25 тыс. долл; второй – 10 тыс. Призы достались экипажам двух единственных аэропланов, которые смогли долететь до Гавайев. Остальные десять участников гонки погибли.
Так было положено начало коммерческому авиасообщению между континентом и Гавайскими островами. Фруктовая империя Доул воспользовалась новым видом транспорта в конкурентной борьбе с соперничающей фирмой, которая владела плантациями на острове Мауи.
Были времена, когда только на один остров Ланай приходилось 75% мирового производства ананасов. Эти времена прошли, и сегодня все Гавайские острова производят лишь 10%. Крупные компании ушли с архипелага, теперь ананасы выращивают небольшие фермы. Оказалось, что производить ананасы в тропических странах, прежде всего, в Коста-Рике, дешевле, а результат как минимум не хуже (по мне, коста-риканские ананасы – самые вкусные).
На Мауи производят один сорт ананаса, «гавайский золотой». Я множество раз видела плантации ананасов, когда в молодости мы жили в Центральной Америке, но было как-то недосуг узнать, как они растут, а это, оказывается, очень интересно. Как нам рассказали во время посещения экологической фермы на Мауи, венчик на верхушке плода – готовая рассада: открутите венчик, посадите в благодатную вулканическую почву острова Мауи, и вырастет новый ананас.
От одного ананаса вскоре образуется куст другого ананаса, причем этот юный родственник будет слаще ананаса-прародителя. Соответственно третье поколение в ананасной семье будет еще слаще первых двух. Праправнук получается настолько приторным, что годится только на джемы. В общем правило о том, что природа отдыхает на детях великих людей, действует в мире ананасов с точностью до наоборот.
Теперь о том, какая связь между ананасами и птичками колибри. Если присмотреться, на верхушке ананаса, помимо известного колючего венчика, растут еще маленькие нежно-сиреневые цветки. Колибри зависают нам этими цветками, собирая с них нектар, и тем самым невольно переопыляют ананасы.
Для фермеров это имело бы катастрофические последствия. Каждый оплодотворенный цветок – это будущий ананас. Если допустить такое самопроизвольное размножение ананасов, они будут получаться совершенно несъедобными. Вот почему попытка привезти на Мауи крохотную птичку чревата огромными неприятностями для того, кто рискнет это сделать. Это примерно то же самое, что привезти кролика в Австралию. В свое время случайно завезенные моряками кролики чуть не уничтожили всю флору континента; с тех пор австралийцы предпочитают делать из кожи кроликов национальную шляпу «акубра», а иностранцев обкладывать гигантскими штрафами за кроличью контрабанду.
Теперь вы знаете, чего ни в каком случае не следует везти на Гавайи. Более практическая рекомендация: не берите с собой крем для загара. Солнце на Гавайях печет нещадно, защитный крем обязательно нужен, но большинство марок, что продаются за пределами островов, запрещено к использованию на Гавайях: они пагубно воздействуют на кораллы. Подойдут только специальные кремы – местные или произведенные в Австралии, где столь же бережно относятся к сохранению природной среды.
Вот так от ананасов – к истории авиации, от нее – к соперничеству «ананасовых королей», к экологии и к устройству жизни на островах, где ныне главной экспортной культурой стали не фрукты, а туризм, но это каким-то удивительным образом только повышает качество жизни на Гавайях. В общем – будет о чем рассказать в ближайшие дни и недели.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки