Если бы в Ирландии была королева, то рыбная лавка О’Коннелла могла бы именоваться «поставщиком Ее Величества». Но в Ирландии нет королевы, ни своей, ни английской. Зато в городе Корк есть знаменитый Английский рынок, который во время визита в Ирландию посещала королева Елизавета II. Королева не обошла своим августейшим вниманием копченых лососей от О’Коннелла, о чем свидетельствует постер за спиной торговца.
Продолжаю делиться сильными впечатлениями от поездки в Корк по любезному приглашению Bord Bia.
Непосредственной целью визита было участие в первом в своем роде литературно-гастрономическом фестивале в Баллималое. По окончании фестиваля у нас было еще пара дней на то, чтобы ближе познакомиться с Корком, пользующемся заслуженной славой кулинарной столицы Ирландии, а также поездить по одноименному графству и побывать на молочной и рыбной семейной фермах, в Музее масла и на вискокурне Jameson.
Лучшим стартом такого знакомства служит главный рынок Корка. Но для начала разберемся, как получилось, что самый известный и старый крытый рынок Ирландии носит имя «Английский»? Это довольно запутанная история, которая отражает не менее запутанную драматическую историю взаимоотношений ирландцев и англичан.
Официальной датой открытия рынка считается 1 августа 1788 года. Всего за несколько месяцев до того флотилия под командованием Джеймса Кука прибыла в Австралию, доставив туда первую партию каторжников – будущих отцов-основателей австралийской нации. Среди них было довольно много ирландцев, единственным преступлением которых являлось нежелание переходить из католицизма в англиканскую, т.е. протестантскую церковь. Англичане яростно искореняли католическую «ересь» в Ирландии, и главные города острова, в том числе, Корк, на долгие десятилетия сделались протестантскими. Поскольку ко времени основания рынка Корком управляла корпорация, состоящая из протестантов (т.е. «англичан» по представлению островитян), рынок назвали «английским».
Впоследствии в 1840 году, когда к власти в Корке пришли католики, они открыли Ирландский рынок – в противовес Английскому. Это привело к тому, что Английский рынок стал местом покупок для состоятельной части населения, в то время как Ирландский обслуживал публику попроще. Когда в сороковые годы XIX века в Ирландии начался Великий картофельный голод, от которого за несколько лет умерло около миллиона человек, а еще миллион ирландцев бежали за границу, на Английском рынке не прекращалась торговля, в том числе, качественным картофелем, не пораженным болезнью.
Во время картофельного голода лондонская газета The Times писала, что это бедствие на самом деле есть промысел Божий – в наказание ирландцам за их лень и за упорную верность Папе Римскому. Даже по прошествии полутора веков такое не забывается. В недавно изданной капитальной «Истории Ирландии» ирландского историка Томаса Бартлетта, которую я купила в Корке, собрано множество подобных фактов и высказываний, укрепивших в коллективном сознании ирландцев представление о том, что Англия якобы специально спровоцировала голодомор на острове.
Тем не менее, Английский рынок в Корке по-прежнему именуется Английским, и он пережил Ирландский рынок, на месте которого сейчас находится какой-то бар. История историей, а бизнес бизнесом, и рыбная лавка О’Доннелла гордо демонстрирует постер, на котором запечатлен визит английской королевы.
Другое дело, что в своем нынешнем виде Английский рынок мало чем напоминает первоначальное строение. В 1980 году здесь произошел сильный пожар, после которого уцелел только фонтан. Однако фактически заново выстроенный крытый рынок сохранил уютную атмосферу своего предшественника, и, несмотря на то, что сейчас это одна из главных туристических достопримечательностей города, сюда ходят за покупками и горожане. Английский рынок славится своими рыбными и мясными лавками. Кроме того, здесь можно купить такие исконно ирландские – точнее коркские – продукты, как «масляные» яйца.
Это уникальное изобретение ирландского крестьянина, позволявшее во времена до появления холодильника сохранять яйца свежими по несколько месяцев. На ферме детей посылали в курятник дожидаться момента, когда курочка снесет яичко. Еще теплое яйцо тут же обмазывали маслом. Масло создавало защитную пленку, не позволявшую воздуху проникать в яйцо через поры. По традиции «масляные» яйца собирали в начале Великого поста, чтобы съесть их на Пасху.
Говорят, что buttered eggs отличаются особенным вкусом. Видимо, это так, потому что на Английском рынке в Корке их по-прежнему продают, как если бы холодильник еще не был изобретен. Внешне, однако, вы не отличите «масляное» яйцо от обычного. И я не отличила (а потому и не сфотографировала) их во время краткого визита на рынок, о чем теперь жалею.
Зато я не только сфотографировала, но и купила настоящий ирландский черный пудинг, то есть ирландскую кровяную колбасу. Ее готовят из коровьей и свиной крови с добавлением молока, хлебных крошек и специй. По описанию – это не самый аппетитный продукт на свете. Но я распробовала его еще в свой первый приезд в Ирландию год назад, когда готовила с черным и белым пудингом ирландский завтрак, и не собиралась упустить редкой возможности попробовать пудинг именно из Корка (его называют drisheen). Тем более что в одном из местных ресторанов нас угощали впечатлившим меня блюдом из гребешков с черным пудингом.
Если не считать очень качественных ирландских мясных и рыбных продуктов, в том числе, бесподобно вкусного копченого лосося (к нему у меня еще будет предлог вернуться в ближайшие дни, поскольку мне удалось побывать на семейной ферме в графстве Корк, где его производят), а также ирландских фермерских сыров и молочных продуктов (тоже ждите отдельного рассказа), в остальном Английский рынок мало отличается от других подобных заведений в любой европейской стране. В наше время слово «органический» стало едва ли не символом продвинутых рынков, и на Английском рынке в Корке его встречаешь в названии чуть ли не на каждой второй лавке. Звание «кулинарной столицы Ирландии», — о нем красным по белому извещает гигантская надпись, помещенная под сводчатой крышей рынка, — обязывает.
Во фруктово-овощных рядах мне попались испанские апельсины, которые соседствовали с циклопических размеров ирландским репчатым луком: одна луковица раза в полтора превышала размеры апельсина. Тут же испанские оливки, оливковое масло и даже суши и роллы из местных свежих морепродуктов.
Вообще-то мой интерес к овощным рядам был связан с желанием рассмотреть ирландскую картошку. Но начало мая – не лучшее для этого время, а раннее утро – не лучший час. Впоследствии пыталась восполнить этот пробел в супермаркете. Но и здесь поджидала неудача: картошку разных сортов продают в магазине в бумажных пакетах. И лишь плакат с рекламой ирландской картошки в одном из супермаркетов напомнил о том, что картофель на острове — всему голова, как в нашей стране когда-то говорили о хлебе.