Сразу оговорюсь: мы были в поездке 11 дней, из которых три дня провели в Уругвае. Собственно на Аргентину пришлось чуть больше недели, в ходе которой мы были в Буэнос-Айресе и в провинции Мендоса. Мы не видели ни водопадов на севере страны, ни пингвинов и айсбергов на юге. И все же увиденное даже в такой краткий срок и в таком ограниченном объеме настолько потрясает, что хочется навести в собственной голове порядок, разобравшись с образами, вкусами и ощущениями от одной из самых самобытных стран на земле.
Так что мой рейтинг десяти самых сильных впечатлений от Аргентины абсолютно не претендует на объективность. Более того, он сугубо личный. И порядок в must see не обязательно означает приоритет одного пункта над другим.
Первое впечатление от Аргентины – Буэнос-Айрес под крылом самолета. Нам повезло с погодой, и самолет долго кружил над залитым солнцем гигантским городом, которому не видно ни конца, ни края. Население аргентинской столицы составляет 12,5 млн человек, то есть сопоставимо с московским или даже больше него, но при этом население Аргентины в три с половиной раза уступает нашему.
Конечно, дело не в цифрах, а в том ощущении гигантских пространств, которое возникает, когда путешествуешь по этой стране. Людям здесь не тесно (как не тесно коровам, которые не стоят в стойле, а вольно бродят среди сочной травы аргентинской пампы). Нигде в мире вы не увидите таких широких и длинных проспектов, как в Буэнос-Айресе. По сравнению с авенидой 9 июля парижские Елисейские поля – обычная улица, а рядом с театром «Колон» наш Большой кажется Малым. Аргентинские памятники — циклопических размеров, и герои, восседающие на бронзовых конях, в физическом измерении гораздо больше своих забытых уже и самими аргентинцами подвигов.
Широта характера, благородство и одновременно безмерное тщеславие аргентинца явно берут свои корни в аргентинских просторах. Но еще и в том, что страна, которая сто лет назад входила в десятку самых богатых в мире, попыталась создать в прериях некий идеальный вариант Европы, из которой родом предки абсолютного большинства современных аргентинцев. Как написал во время Фолклендской (в Аргентине ее называют Мальвинской) войны Хорхе Луис Борхес, аргентинцы ощущают себя «европейцами в изгнании». В апреле нынешнего года исполняется 30 лет с начала этой нелепой войны, которую тот же Борхес остроумно сравнил с «дракой двух лысых из-за расчески». В центре Буэнос-Айреса мы видели вечный огонь у огромного мемориального комплекса в честь аргентинских солдат, бездарно загубленных в войне, которую тогдашняя аргентинская хунта объявила Англии.
Самая высокая гора на пространствах Западного полушария, Аконкагуа, взметнулась ввысь на 7 тысяч метров на территории аргентинской провинции Мендоса (хотя некоторые чилийцы хотели бы считать ее чилийской). Мы были у подножья этой заснеженной горы почти на границе с Чили и в сорокоградусную жару мерзли от сильного ветра с ее ледников.
А как выразить просторы бескрайних аргентинских виноградников в той же провинции Мендоса, которые тянулись бы до горизонта, если бы не упирались в предгорье Анд?
Продолжать разговор об аргентинских масштабах можно до бесконечности, что, однако, не входит в мои намерения. Итак, вот десять самых сильных аргентинских впечатлений.
1. Танго
На аргентинское танго надо обязательно сходить вопреки тому, что вы заранее настроены на то, что это будет туристическая ловушка. Во многих заведениях Буэнос-Айреса так оно и есть. Мой выбор – столичное кафе «Тортони», самое старое кафе Аргентины, в котором мы смотрели танго, и вышли с ощущением чего-то очень важного, что случилось с нами в тот вечер.
2. Аргентинское мясо
Все-таки это кулинарный блог, и хотя меня переполняют захватывающие виды и культурные впечатления, больше молчать о том, что аргентинцы именуют емким словом «парижада», не имею права. Мы пробовали жареное на углях мясо на классической аргентинской решетке, расположенной под наклоном, и мы ели жареные на вертикальных вертелах аргентинского гриля сочные ломти говядины и козлятины. Мы делали это в известных ресторанах Буэнос-Айреса и в кругу аргентинской семьи в небольшом отеле в Мендосе, где мясо жарил отец семейства. Что сказать: аргентинское мясо – великолепно, ничего подобного мне не доводилось пробовать (возможно, еще лучше может быть только мясо в Уругвае, но это отдельная история, о которой в свое время обязательно расскажу). Качество самого мяса плюс то, как аргентинцы его жарят на медленном огне, делают «парижаду» одним из самых сильных ощущений от поездки. От искушения вкусить сочный кусок аргентинского «бифе» (говядины) на наших глазах не смогла устоять даже итальянская вегетарианка, которая до этого ругательски ругала Буэнос-Айрес за то, что ей ни разу не встретились бифштексы из сои.
3. Аргентинское вино
Если аргентинское мясо едят даже вегетарианцы, то вино под него пьют даже трезвенники. Аргентинское вино, как мы смогли убедиться, объезжая винодельни Мендосы, еще толком не известно миру, и не оценено им, несмотря на то, что аргентинцы уже занимают пятую строчку среди главных экспортеров благородного напитка. Лучшие аргентинские вина, причем не только красные, но и белые и розовые, имеют сложный очень ароматный букет, чистый вкус, невероятный цвет, они полнотелые и с большим потенциалом. И что самое замечательное, год от года они становятся все лучше, по мере того, как многие европейские виноделы переезжают жить и работать в Аргентину. Об этом я уже не раз писала в заметках из поездки, но вот признание, которым не могу не поделиться: за все время в Аргентине я ни разу не ощутила ни малейших признаков головной боли, хотя попробовано и выпито было немало.
4. Театр «Колон»
Серая громадина театра «Колон» выходит фасадом на самый широкий проспект Буэнос-Айреса, авениду 9 июля. Попасть на спектакль в «Колон» для иностранца – дело нереальное, по крайней мере, без предварительной подготовки. Все 2,5 тысяч мест в театре принадлежат аргентинцам, владельцам абонементов – даже те 34 кресла в ложе президента Аргентины, которые пустуют во все дни, кроме официальных праздников (у президента есть еще одна ложа поменьше на будние дни).
В продажу поступает небольшое количество билетов, которое образуется после отказа владельцев абонемента посетить тот или иной спектакль. Но можно и нужно сходить на экскурсию, которые, начиная с 9 утра, каждые полчаса проходят на испанском и английском языках. Цена немалая: 110 песо (при нас курс в обменниках колебался в районе 4,3 песо за доллар), но оно того стоит. Вы увидите чудесные интерьеры одного из лучших театров в мире и последнего, построенного по канонам классического оперного театра («Колон» отметил свое столетие в 2008 году). Театр только что прошел полную реставрацию, совершенную с максимальным тактом, которая позволила восстановить «Колон» в той первозданной красоте, когда показаться на красной дорожке его мраморной лестницы означало в начале 20 века быть признанным членом высшего общества. Колонны и лестницы выполнены из каррарского и португальского мрамора, а пол устлан венецианской мозаикой. Завозить мрамор из Европы могла себе позволить сто лет назад Аргентина, кормившая европейцев своими мясом и пшеницей. Как могла себе позволить построить театр, который, по признанию многих музыкантов, имеет самую лучшую акустику из числа главных оперных театров мира.
«Колон» строили три архитектора в течение четверти века: итальянец, умерший своей смертью, еще один итальянец, убитый бывшим слугой (любовником своей жены), и бельгиец, доведший дело до блестящего конца.
5. Кладбище Реколета
В центре современного Буэнос-Айреса находится город мертвых, кладбище Реколета, не побывав на котором, нельзя понять, чем живет город живых. Дело не только в том, что на Реколете находится усыпальница Эвиты Перон, многих аргентинских президентов, банкиров и поэтов. Только увидев гигантские черные и серые мраморные склепы Реколеты, вы начинаете осознавать, что такое аргентинский характер.
6. Гора Аконкагуа
Заснеженная вершина этой самой высокой горы Южной и Северной Америки кажется совсем невысокой, когда вы смотрите на нее со смотровой площадки у подножия исполина. Но не забывайте: само подножие находится на высоте 3 с лишним тысяч метров. Предусмотрительно взятые с собой теплые вещи и крем от загара продлят наслаждение от пребывания в этом исключительном по природной красоте месте.
7. Винодельня Clos de los Siete
После посещения более десятка виноделен в Мендосе мне уже доводилось писать, что, если у вас есть время только на одну из них, то это должно быть французское хозяйство «Виноградник Семерки». Семь инвесторов из Франции под руководством энолога Мишеля Роллана создали в предгорьях Анд футуристический город вина, «дома» (т.е. бодеги) которого разбросаны в изумрудной зелени виноградников, обрамленных оливковыми рощами.
8. Магазины в Буэнос-Айресе
Даже если серьезный шопинг не входит в ваши планы, магазины в аргентинской столице стоят того, чтобы посвятить им несколько часов. Мы прилетели в Буэнос-Айрес 1 января, и вся торговля была парализована, но уже на следующий день магазины, украшенные искусственными елками, одна из которых была наряжена, вместо шаров, кристаллами от Сваровского, начали оживать. Кожа в Аргентине самого высокого качества, и хотя цены мало отличаются от европейских, кожаная одежда, аксессуары и обувь производят сильное впечатление. Даже сувениры в Аргентине показались исполненными более качественно и с большей фантазией, чем в большинстве туристических стран. Может быть, это так потому, что Аргентина вообще не кажется страной массового туризма, что ее только красит.
9.Аргентинское мороженое
В январе в разгар аргентинского лета, когда на улице под 40 градусов, нет ничего лучше, чем отведать мороженого в одной из многочисленных heladerias Буэнос-Айреса. Аргентинцы считают, что после Италии, их страна является родиной самого вкусного мороженого на свете, и, возможно, они не сильно ошибаются. По крайней мере, для этого имеются все условия: аргентинское молочное животноводство – одно из самых развитых в мире, а благодатный климат позволяет выращивать любые мыслимые фрукты, кроме почему-то папайи, о существовании которой аргентинцы не ведают.
Мы ели мороженое в одном из самых известных столичных заведений, Un Altro Volta на авениде Санта Фе в старом районе Реколета. Качество мороженого действительно высочайшее, что не мешает подавать его в простецких одноразовых емкостях из пенопласта. Аргентинское мороженое делается на манер итальянского gelato, то есть оно менее жирное, чем американское, зато сохраняет интенсивные фруктовые вкусы своих натуральных ингредиентов. Одна беда: порции такие гигантские, что большую часть приходится оставлять не съеденным.
10. Уличное кафе Bianchi в городе Сан-Рафаэль
Небольшой город на юге провинции Мендоса славится тем, что здесь расположено производство лучших аргентинских игристых вин Bianchi. Мы отказались от мысли потратить несколько часов на хождение по цехам, а отправились вместо этого бродить по обсаженным старыми платанами улицам Сан-Рафаэля, на которых набрели на кафе Bianchi, принадлежащее владельцам одноименной винодельни. Было 11 утра, мы толком не ели с утра и потому с удовольствием откликнулись на предложение позавтракать с шампанским. В качестве закусок были поданы с полдюжины видов аргентинских копченостей, включая копченого фазана, а также местные сыры и оливки. Я могу назвать несколько ресторанов в Аргентине, где мы получили огромное удовольствие от ужинов и обедов, но ни один завтрак не врезался в память так, как трапеза в уличном кафе под платанами провинциального городка Сан-Рафаэль.