Невинная статья о майонезе в не самом популярном на свете издании Philadelphia magazine буквально взорвала англоязычный интернет. Никто бы не обратил на публикацию внимания, если бы автор призывала отказаться от майонеза. Вирусная жизнь статьи началась из-за того, что известная американская журналистка и автор популярных романов Сэнди Хингстон позволила себе выступить против «майонезофобии» и объявила, что поколение Y убило любимый американский продукт.
Для Сэнди майонез – это глубоко личная история и одновременно – история трех поколений американцев. Мать писательницы из семьи литовских иммигрантов. Это было поколение, которое стеснялось того, что родители говорят по-английски с акцентом, и всеми силами стремилось раствориться в том великом плавильном котле наций, который представляла собой Америка 50-х годов прошлого века.
От мамы Сэнди в наследство досталась тетрадь с любимыми рецептами, среди которых выделялись такие общеамериканские блюда, как картофельный салат, салат с цыпленком и салат Waldorf. Нет нужды пояснять, что они готовятся с майонезом. Все эти рецепты благополучно поселились на кухне самой Сэнди Хингстон и всегда пользовались неизменным успехом. Но вот уже несколько лет она замечает, что ее замечательные салаты остаются на столе нетронутыми, когда в доме собираются дети.
Однажды Сэнди заглянула на молодежную вечеринку, на которой готовили бургеры. В качестве приправы к бургерам были выставлены несколько видов горчицы, три вида кетчупа, включая банановый; кимчи, васаби и прочая и прочая. Единственное, чего там не было, это – вы правильно догадались — майонеза.
В тот момент Сэнди осознала: майонез – это символ поколенческого водораздела, что встал стеной между людьми ее возраста и поколением миллениалов (дурацкое, заимствованное из английского словцо, которое особенно дурацким образом звучит по-русски, но, согласитесь, «поколение Y» звучит ничуть не лучше).
Весь секрет в банке с широким горлышком
Отступим назад, чтобы напомнить, как майонез стал в ХХ веке одним из самых культовых продуктов и столпом фастфуда.
Любителей кулинарных легенд отсылаю к собственному посту об истории происхождения майонеза, который предположительно возник на острове Менорка в XVIII веке.
Настоящая история майонеза начинается в 1838 году, когда соус пересек Атлантику и появился в меню самого модного в то время нью-йоркского ресторана Delmonico’s в названиях двух блюд: лобстеры под майонезом и цыплята под майонезом.
В то святое и наивное время Delmonico’s считался символом высокой кухни, и если бы в Америке существовала аристократия, то и аристократической кухни заодно. До превращения в продукт для широких масс майонезу оставалось ждать еще многие десятилетия.
Следующая важная дата в истории этого спорного в наши дни продукта – 1912 год. Владелец нью-йоркского дели, иммигрант из Германии Ричард Хеллман начал продавать баночки с майонезом собственного производства. Так же поступали и некоторые конкуренты, но продукт Хеллмана выделялся не только тремя синими полосками, украшавшими банку, но, прежде всего, тем, что у банки было широкое горло, позволявшее зачерпывать майонез столовой ложкой. Это удобство в еще большей степени, чем удачный рецепт, обеспечило Хеллману бешеный успех. Он закрыл ресторан и принялся кормить американцев майонезом. До сих пор более половины продаваемого в Америке майонеза – от компании Hellmann.
Ну, и какое это все имеет отношение к неприятию майонеза «миллениалами»? По мнению Сэнди Хингстон, – самое непосредственное. Добро бы речь шла о заботе о собственном здоровье. Главным аргументом для поколения Y является не диета, а самоидентичность, считает она. Нынешнее поколение молодых американцев больше не хочет быть «просто американцами». Они всячески пытаются подчеркнуть свои этнические корни, причем чем более экзотическими эти корни являются, тем лучше. «Они как бы говорят, — пишет Сэнди Хингстон, — я не принадлежу к этим олдскульным майонезным массам; я – это сандвич из индейки со швейцарским сыром на чиабатте со спредом из дзадзики и чипотле; вот кто я такой, черт возьми: мой сандвич, моя идентичность!»
Поскольку молодое поколение голосует против майонеза долларом, его продажи в Америке, по данным Wall Street Journal, снизились на 6,7% за пять лет с 2012 по 2017 годы. Тут, конечно, нет какой-то одной причины: важную роль играет мода на здоровые продукты, но, несомненно, и тот факт, что никогда еще разнообразие продуктов на полках супермаркетов Америки не было столь велико. В чем я могла убедиться весной во время двухнедельной поездки в Калифорнию.
Слухи о смерти майонеза сильно преувеличены
Но в чем же причина столь бешеного успеха вполне разумной и не претендовавшей на сенсацию статьи в американском журнале?
Обозреватель английской Guardian Адам Лайоу считает, что в сети произошло что-то вроде идеального шторма, когда старшее поколение (или поколение бейби-бумеров) горячо поддержало заметку, в то время как миллениалы ее возненавидели. «Миллениалам очень понравилось ненавидеть эту статью, — пишет он. – В чем нет ничего удивительного, потому что им вообще нравится все ненавидеть».
О себе автор британского издания сообщает, что он относится к промежуточному поколению X – между бейби-бумерами и миллениалами. И вот с позиции человека своего «промежуточного» поколения, он утверждает, что слухи о смерти майонеза сильно преувеличены.
С чем я совершенно согласна. Равно, как с утверждением о том, что молодежь повсюду в мире до сих пор потребляет тонны майонеза в более завуалированном виде – например, в виде суши и роллов, вьетнамских бан-ми, а также все более модных, не только в Калифорнии, но даже у нас, poke, не говоря уже о бельгийских frites. Майонез в буквальном смысле присутствует почти во всех модных блюдах современного фастфуда.
Отсюда английский журналист делает парадоксальный вывод: «Возможно, именно миллениалы и их любовь к кулинарным приключениям и разнообразию, их мультикультурные вкусы – это то единственное, что до сих пор поддерживает жизнь майонеза».
Любопытная точка зрения.
Ближе к дому. Я не могу не замечать, что за последние годы в моей семье потребление майонеза сильно сократилось, хотя мы и не страдаем «майонезофобией».
И все же банка качественного майонеза на всякий случай всегда присутствует в моем холодильнике, хотя я предпочитаю готовить домашний майонез и соус айоли, который в сущности также является майонезом.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки
Интересные размышления, Ольга. Поделитесь, какой майонез считаете качественным из покупных?
Я вряд ли эксперт по майонезу, Наталья, но из того, что мне знакомо, наверное, Hellmann’s. И все же домашний майонез не в пример вкуснее.))