Никто толком не знает, сколько старинных ветряных мельниц сохранилось на Майорке. По самым консервативным оценкам, счет идет на сотни.
Туристы считают майоркинские мельницы чем-то вроде бесплатного приложения к морю, солнцу, древним оливковым деревьям и бесподобной красоты пейзажам, которые открываются с горной дороги, когда под ногами вдруг вырисовывается бухта интенсивно бирюзового цвета с вкраплениями темно-синих чернил и маленькими, с высоты птичьего полета (на самом деле, огромными), белоснежными яхтами. А на соседнем холме, в безветренном жарком воздухе безжизненно застыли деревянные крылья мельницы.
Кажется, это предусмотрительный ландшафтный архитектор расставил мельницы в произвольном порядке для того, чтобы майоркинский пейзаж отличался от любого другого. Так на рынках в провинциальных майоркинских городах торговцы ставят на сыры фигурки коров, овец и коз.
Но нет никакого присматривающего за островом ландшафтного архитектора. Если не считать некоторого количества стилизованных мельниц, которые своим современным видом и дизайном явственно отличаются от старинных, все остальное – подлинное, не бутафорское.
Собственно, мельницы – это то немногое, что осталось от не столь уж давних времен, когда Майорка жила не туризмом (12 миллионов туристов в год принимает сегодня остров, площадь которого 3,6 тыс кв. км; для сравнения, площадь Москвы – 2,5 тыс кв. км), а производством пшеницы, оливкового масла и вина.
Смена экономической модели, как это ни удивительно, не повлекла за собой существенной смены образа жизни майоркинцев. Дело в том, что традиционно жители острова предпочитали селиться во внутренних районах, а на побережье существовали лишь маленькие рыбацкие деревни. Соответственно, и мельницы стоят там, где они нужны были для дела – преимущественно в глубине острова.
Теперь о том деле, ради которого мельницы на острове появились. Майорка представляет собой горную гряду Сьерра де Трамунтана, которая протянулась на сотню километров на севере острова, и плодородные долины, опоясанные по контуру ожерельем белоснежных пляжей и бирюзовых бухт. Так вот для того, чтобы долины стали плодородными и пригодными для жилья, потребовалось осуществить нетривиальную инженерную задачу: откачать воду из болот, занимавших большую часть равнинной территории.
В мире есть только одна нация, которая исторически решала подобные задачи, это голландцы. Именно голландский инженер стал строить ветряные мельницы на болотах Майорки, и было это в середине XIX века. По сути дела, голландцы создали свои знаменитые полдеры на Майорке, о чем мало кто знает.
Когда на этих майоркинских полдерах стали выращивать пшеницу, потребовались другие ветряные мельницы: перемалывать зерно в муку. Они схожей конструкции, но меньше по размеру.
К середине шестидесятых годов ХХ века на острове было 1237 работающих ветряных мельниц, большинство из которых исправно качало воду из-под земли. Вообще наличие грунтовых вод – это благословение для Майорки, которая в противном случае превратилась бы в пустыню с учетом ее жаркого, почти африканского лета (расстояние от Пальмы до Алжира меньше, чем до Барселоны). По той же причине старинные колодцы на Майорке – такой же символ острова, что и мельницы.
Больше всего ветряных мельниц было и остается в районе аэропорта Пальмы. Одну из них при строительстве второй посадочной полосы пришлось снести к огромному сожалению майоркинцев. Но тут выбирать не приходилось: самый высокий уровень жизни в Испании достигается за счет постоянного потока туристов. На маленький остров приходится 18% всех приезжающих в страну иностранцев.
Сегодня большинство мельниц не используется по прямому назначению. На некоторых из них оборудованы отели и рестораны; другие служат складскими помещениями, а в Пальме, где есть целый квартал мельниц, в одной из них оборудовали пиццерию. Большинство же стоит без дела, но и эта вынужденная праздность, ставшая результатом развития современных технологий, очень им к лицу. Точнее, сами мельницы очень к лицу живописному острову.
Кстати, о технологиях. При строительстве ветряных мельниц на Майорке были использованы какие-то не очень понятные мне технические усовершенствования, что сделало их предметом экспорта. Майоркинские мельницы в свое время продавали даже в Южную Америку и в Западную Австралию.