Греческие острова – как люди: для них так же важна проблема самоидентификации. На всем Кикладском архипелаге есть только одно здание с двускатной черепичной крышей, и это здание – мэрия острова Миконос. Что еще более примечательно для нас с вами, это здание построил в конце XVIII века русский консул, подполковник Иван Войнович.
За неполные три дня на Миконосе, мы трижды пытались попасть в «Дом Орлова», как еще называют местные греки свою мэрию, но лишь в последний день, в понедельник, это удалось сделать. Неудивительно: в субботу и воскресенье мэрия закрыта.
Сразу за мэрией начинается вереница туристических таверн, тянущаяся вдоль всей набережной, и мы подружились с владельцем первой же из них, когда наводили справки насчет «дома Орлова». Наш новый знакомый был хорошо осведомлен о российском присутствии на острове, и он же первый с гордостью рассказал о необычной для Киклад крыше здания. «Сейчас выпьем по рюмке водки и пройдем на крышу», — заявил он.
Пить водку на греческой жаре, даже смягченной постоянно дующим на Миконосе северным ветром, мы вежливо отказались, но и на крышу подняться не удалось – была суббота. Что дало нам время теоретически подготовиться к следующему визиту.
Действительно, что делал русский подполковник на голом (в смысле полного отсутствия растительности) острове Миконос? И почему мэрию именуют «домом Орлова»? Эти вопросы возвращают нас на два с половиной века назад, во времена Екатерины Второй, бредившей планами возрождения под русским скипетром Византийской империи. В качестве одного из практических шагов фаворит царицы Алексей Орлов возглавил так называемую Архипелагскую экспедицию Балтийского флота, которая должна была создать базу на одном из греческих островов.
Граф Орлов перевыполнил задание: вместо базы на одном острове создал целую Архипелагскую губернию. Миконос стал одним из островов, на которых базировался императорский флот.
Архипелагская губерния просуществовала всего несколько лет, но этого вполне хватило для того, чтобы на Миконосе было создано генеральное консульство России, которое возглавил вышеупомянутый подполковник Иван Войнович. Верительная грамота так определяла цель открытия консульства: «Для поспешествования заводимой из России в разные блистательные Порты Оттоманской морские пристани безпосредственной торговли».
Османская империя, в пику которой строились все эти воздушные и вполне материальные замки, с большим подозрением отнеслась к данной инициативе. Присутствие русского генконсула на острове, который не производил никаких товаров, кроме сухарей (о сухарях, как я уже обещала в предыдущем репортаже с Миконоса, расскажу отдельно в свой час), и не вел никакой торговли, действительно не объяснялось законами логики. В итоге турки прислали на Миконос собственного представителя — следить за русским консулом, а заодно и за местными греками, что теперь уже вызвало живейшее неудовольствие островитян, привыкших к вольной жизни.
В общем ничего хорошего из затеи с учреждением российского консульства на Миконосе не вышло, но миконосские греки не держат зла на нашу державу, а, напротив, даже гордятся этим курьезным историческим эпизодом, который удачно вписывается в колоритную историю Киклад, состоящую из длинной цепи иностранных завоеваний. К тому же Россия оставила после себя два примечательных сооружения: помимо здания мэрии, это еще часовня, которую построил напротив него подполковник Войнович. Практически все местные церкви на Миконосе (а их несколько сотен) имеют красные купола; русская часовня выделяется среди них своим небесно-голубым сводом.
Что касается двускатной крыши бывшего консульства, то такая идея, конечно, могла прийти в голову только человеку, прибывшему из нездешнего климата. На Миконосе 300 дней в году светит солнце. Дождей здесь практически не бывает, о снеге вообще не слыхивали. Поэтому на Миконосе, как на всех Кикладах, крыши домов плоские, и местный закон запрещает нарушать это архитектурное стилистическое единство. «Но мы – мэрия, и для нас сделали исключение», — со значением сообщила нам секретарь мэра.
Как выяснилось, на крышу попасть невозможно, вход на нее изнутри здания отсутствует, но пожилая дама любезно позволила сфотографировать интерьеры мэрии и даже выйти на балкон, откуда открывается лучший вид на старую гавань.
В парадной зале, между прочим, есть мраморная табличка с обозначением главных исторических дат острова, включая краткий (1770-1774 гг) период русского присутствия на Миконосе.
В своих поездках по греческим островам мы никогда не задавались специальной целью обнаружить следы деяний наших соотечественников, но так получилось, что, кажется, зафиксировали два главных из них. Несколько лет назад на острове Патмос в монастыре Св. Иоанна мы сфотографировали хранящийся там кортик графа Орлова. Посещение Миконоса неожиданно оказалось продолжением этого случайного открытия.
Покинув капитальный дом с колоннами, построенный русским подполковником, мы переместились в ту самую таверну, владелец которой провел нас в «дом Орлова», и выпили по коктейлю за процветание российско-греческой дружбы.
В следующем репортаже с Миконоса я все-таки расскажу о примечательных местных сухарях, чтобы больше не морить вас голодом. Кстати, эти сухари также имеют некоторое отношение к России.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки
Очень интересный материал, спасибо!
Алексей, мне приятно))
Знаю! Но все мы иногда забываем сказать автору спасибо. :)
Тем более приятно, Алексей))