«Вино поможет вам умереть молодым как можно позже». Уже ради того, чтобы услышать эту фразу, стоило побывать на выставке ПРОДЭКСПО, которая проходит на этой неделе в Экспоцентре. Устроители гордятся масштабами: 100 тысяч квадратных метров экспозиции, тысячи участников из 63 стран.
На меня подобные масштабы обычно производят устрашающее впечатление, хочется поскорее убежать. Прежде, чем я дала волю своему малодушию, кое-что удалось увидеть и попробовать. В частности, мне довелось познакомиться с владельцем коньячного дома Ги Леро. Мсье Леро возглавил это семейное предприятие в 1970 году (т.е. примерно через три века после того, как его далекий предок Эжен Леро впервые занялся изготовлением коньяка в Птит Шампань). В последние годы Ги Леро, в честь которого назван одноименный конъяк, занят не столько его изготовлением, сколько продвижением по миру. Он проводит в поездках за рубежом 200 дней в году. Работа хлопотная, но не лишенная приятности.
По причине раннего часа мсье Леро угощал меня не коньяком, а одним из аперитивов региона Шарант, который дом Леро делает из смеси виноградного сока и коньячных спиртов в пропорции 3:1. Тайная ирония заключается в том, что главной гордостью коньячного дома является отказ при изготовлении коньяков от традиционного метода ассамбляжа, т.е. смешивания спиртов разных возрастов. Все коньяки Леро изготовлены из спиртов одного года. А вот в случае с аперитивом владельцы Леро позволяют себе смешивать коньячные спирты – с соком.
Никогда бы не поверила, что это может быть вкусно, не попробовав 15-летний Lheraud Vieux Pineau. Напиток крепостью 17% выдерживают в дубовых бочках 15 лет. Очень приятный на вкус сладкий аперитив, отдаленно напоминающий о своем родстве с коньяком.
Надо сказать, что в последнее время французы в своих попытках не потерять рынки во время экономического кризиса все чаще идут на разного рода ухищрения. В октябре прошлого года Москву посетил посол Межпрофессионального национального бюро Cognac Давид Буало, под руководством которого я осваивала науку употребления коньяка со льдом, а также в коктейлях. И тот, и другой способ рассчитаны на завоевание молодежного сегмента рынка. Поскольку я не являются целевой аудиторией подобных маркетинговых ходов, признаюсь: просто хороший коньяк мне нравится гораздо больше напитков из него, а равно коктейлей и аперитивов на его основе.
Однако не менее верно и то, что аперитив мсье Леро делает свое дело: он пробуждает аппетит. Поэтому я с удовольствием приняла в тот же день приглашение Леонида Гелибтермана, который устроил презентацию греческих оливок, оливкового масла, сыров и вин. Кстати, именно там от одного греческого медика в изложении г-на Гелибтермана я и услышала впечатлившую меня фразу дня о связи между потреблением вина и виртуальным бессмертием.
Проблема греческого оливкового масла заключается в том, что под его этикеткой может скрываться все, что угодно: от третьесортного суррогата неизвестного происхождения до прекрасного монастырского. Если уж Италия не справляется с обилием подделок, то что говорить о погрязших в кризисе греках. Между тем многие местные оливковые масла в Греции – выдающегося качества. Одно из таких, «Закинф» с одноименного острова мы попробовали в тот вечер. Темно-зеленое, мощное, с ярким фруктовым вкусом – с удовольствием покупала бы такое, если бы оно было доступно.
Вообще едва ли не на каждом греческом острове, имена которых ассоциируются у нас больше с пляжами, производят хорошее масло, отличные оливки (мне очень понравились вяленые оливки с острова Тасос) и сыры. В частности, на острове Наксос делают очень достойный твердый сыр из коровьего молока Гравьера Наксос.
На десерт подали очень мелкий коринфский изюм с превосходным ароматом. Греки утверждают, что если съедать ежедневно по 50 граммов этого изюма, то… Правильно, эффект будет тот же, что от употребления греческого вина.