Мы живем во времена фейковых ценностей, когда даже термин fake news может означать свою противоположность: до такого не додумался бы Борхес, доведись ему дожить до наших дней. Но одно фейк-явление даже на этом фоне сохраняет респектабельность. Это индустрия fake food.
В этом нет ничего удивительного. Изначально задачей имитаторов блюд и продуктов питания являлось не обмануть человека, а помочь ему.
Вероятно, предшественниками этой профессии можно считать художников, писавших натюрморты. Изображение плодов – от скромной картошки у Ван-Гога до роскошного винограда у Караваджо – наиболее доступная для восприятия сфера живописи.
Из этой же области – художественная имитация фруктов. В Эквадоре индейцы ловко раскрашивают вырезанные из легкого бальсового дерева (того самого, из которого Тур Хейердал построил свой плот Кон-Тики) бананы, манго, авокадо и прочие тропические плоды. За почти двадцать лет, что я купила их на индейском рынке под Кито, деревянные фрукты практически не потускнели.
В Азербайджане источником вдохновения для туристической индустрии fake food является, конечно, гранат. На отреставрированных улочках Старого Баку вам непременно встретятся сувенирные гранаты, довольно искусно выполненные из папье-маше.
Однако все это присказка. Потому что настоящая индустрия fake food находится в Японии, где она имеет почти столетнюю историю.
Когда я была в Токио, в первый же день обратила внимание на то, что в окнах практически всех уличных ресторанов выставлены пластиковые аналоги блюд в меню. Это, безусловно, — акт человеколюбия по отношению к иностранцам, которые не в состоянии разобрать японские иероглифы. Другое дело, что Токио – не самый туристический город на свете, и иностранцев в Японии относительно немного. Неужели ради них создана целая индустрия поддельной еды «сёкухин сампуру» (японское слово «сампуру» есть попытка выговорить английское sample, образец)?
Оказывается, это не так. Изначально японцы старались сами для себя. В двадцатые годы прошлого века, когда зародилась индустрия, она была призвана взять на себя роль ресторанных меню, которые в те годы были в Японии мало распространены.
Как всегда, когда японцы за что-то берутся всерьез, они достигают в этом деле настоящих высот. «Сёкухин сампуру» в своих лучших проявлениях – настоящие произведения искусства; в 1980 году в лондонском музее Виктории и Альберта даже проходила выставка образцов fake food.
Первые «фейковые» сампуру делали из парафина, и занимались этим свечных дел мастера. Один из основателей индустрии Такидзо Ивасаки, впоследствии написавший об этом книгу «Восковые цветы», был вдохновлен цветными пятнами воска, пролившегося на татами от зажженных свечей; они показались ему очень красивыми. Интересно, что первым блюдом из воска, которое он создал, оказался омлет с томатным соусом, а совсем не суши или онигири. После того, как восковой омлет появился в 1932 году в торговом центре Осаки, быстро возникла настоящая индустрия, которая сегодня имеет многомиллионные обороты, а ее центр расположен в небольшом городке Гудзё-Хатиман.
Наиболее совершенные изделия могут стоить сотни долларов, но в любом случае пластиковый «фейк» обходится дороже, чем реальное блюдо, которое он представляет.
К сожалению, когда я была в Токио в 2006 году, моего блога Вся Соль еще не существовало, поэтому не догадалась сфотографировать ресторанные витрины с изделиями «сёкухин сампуру». 12 лет спустя наверстала упущенное в маленьком японском ресторанчике в Калифорнии.
В наши дни fake food делают не из парафина, краска на котором долго не держится, а из практически вечного пластика.