Перед тем, как войти в цех, нас попросили снять все кольца, серьги, часы и цепочки. Мы тщательно вымыли руки и облачились в стерильные халаты и белые шапочки. В цеху производят не секретное оружие, не микрочипы и не лекарства. Такие меры предосторожности принимают на кондитерской фабрике Fazer в пригороде Хельсинки.
Смысл подобной стерильности очевиден: свести к минимуму теоретические шансы попадания в шоколад посторонних предметов. По возрасту Fazer примерный ровесник Coca Cola, и можете не сомневаться, что финская компания столь же ревностно оберегает собственные «секретные формулы». Например, рецепт самого популярного бренда, молочного шоколада Fazer, не менялся с 1922 года, то есть более 90 лет.
Финны также располагают уникальными технологиями производства шоколада. Вследствие чего в цеху, в котором мы побывали, некоторые линии запрещено фотографировать.
С другой стороны, наследники Карла Фацера безмерно гордятся своим детищем, и кондитерскую фабрику в столичном пригороде Вантаа ежегодно посещает 50 тысяч туристов. Подсчитано, что каждый пятый житель пятимиллионной Финляндии хотя бы раз побывал на фабрике Fazer. В день нашего визита в музее при заводе мы видели большую группу финских школьников. Каждый год, в январе, на фабрику организуют поездки детей дошкольного возраста. В стране, поразившей мир мобильными телефонами Nokia, есть и другие объекты для развития патриотической гордости.
Fazer по всем признакам — крупная международная компания. Судя по отчету прошлого года, ее выручка превышает 1,6 млрд евро, на компанию работает в нескольких странах более 15 тысяч человек (пятая часть из них в России). Но во время нашего пребывания на фабрике в Вантаа меня не покидало ощущение некоей патриархальности.
Мы приехали под конец рабочей смены; в цеху ручного производства шоколада работа уже закончилась. Молодые работницы выходили на улицу, останавливаясь в фойе у большого деревянного контейнера, чтобы взять домой упаковку-другую ржаного хлеба Puikula – компания дарит своим сотрудникам хлеб собственного производства. Во дворе женщин ожидали дети в разноцветных финских комбинезонах (мои внуки в Москве проходили в таких всю зиму). Детский сад расположен прямо на территории предприятия, он был открыт сразу после постройки фабрики в Вантаа в 1957 году: тогда Fazer стал первой в стране компанией, которая завела детский сад для сотрудников.
До 1957 года на месте фабрики в Вантаа был лес. На снимке с вертолета, который нам дали в Fazer, видно, что со всех сторон производственные мощности и сегодня окружают хвойные леса. Если финны и гордятся чем-то больше своих успешных компаний, это своей природой.
Что, в конечном счете, имеет и несомненные преимущества для бизнеса. В шоколаде Fazer используют только экологически чистые финские ягоды. В молочном шоколаде – только высококачественное финское молоко Valio. И лишь какао-бобы для шоколада приходится импортировать из Западной Африки: на финских елках какао не растет.
«Это не бизнес!»
Так вот о патриархальности. Fazer – семейная фирма, сейчас ей управляет Калле Фацер, правнук основателя, а всего за 122 года в ней работали 78 членов семейства Фацер. В магазине при фабрике, где продают все виды шоколада и конфет Fazer, мы встретили старшую сестру гендиректора Майлен Фацер. Она только что накупила разные пакеты с конфетами и мармеладками и отправлялась их дегустировать. Контроль за качеством является ее профессиональной обязанностью. Мне рассказывали, что всякий раз, когда члены совета директоров обращаются к Майлен с инициативой сэкономить на том или ином, они получают неизменный ответ: «На каждой упаковке стоит моя фамилия. Я не хочу, чтобы мне пришлось за нее краснеть».
Кстати, почему Фацер, а не Фазер? Потому что основателем самого известного бренда финского шоколада был выходец из Швейцарии Карл Фацер. Родители будущего кондитера владели меховым производством, и когда Карл объявил, что хочет изучать кондитерское дело, отец категорично заявил: «Это не бизнес!»
Папа Фацер оказался неправ.
Карл Фацер учился кондитерскому делу в Петербурге, а затем в Берлине и Париже. В 1891 году в Хельсинки на улице Клууивикату, д.3, открылась «русско-французская кондитерская». В этом доме до сих пор располагается, наверное, самое известное в Финляндии кафе Karl Fazer. Я в нем обедала, о чем расскажу отдельно на этой неделе.
Наследники Карла Фацера развивали компанию по нескольким направлениям. Ныне Fazer принадлежит 40% рынка шоколада Финляндии, эта доля в праздники доходит до 60%. Кроме того, компания лидирует в производстве хлеба на национальном рынке и активно расширяет свое присутствие в Скандинавии, странах Балтии и в России. В Питере, например, финны занимают первое место по производству хлебобулочных изделий. В Москве я время от времени с удовольствием покупают финские ржаные «краюшки», как у нас называют Puikula.
Наконец, Fazer принадлежит более 1200 кафе в Финляндии, Швеции и Дании. В России финны тоже пытались заниматься ресторанным делом, но единственное кафе в Петербурге недавно закрылось. Как сообщала газета «Ведомости», финская компания решила сосредоточиться на хлебопекарном и кондитерском бизнесе в нашей стране.
Как финны производят хлеб, мне в этот раз увидеть не довелось, зато мы побывали в цеху, где горячий шоколад смешивают с наполнителями, остужают, формуют, а затем плитки по конвейеру доплывают до своей упаковки. Самый известный вид обертки финских шоколадок – синий, цвета национального флага. Самый романтический принадлежит бренду Geisha и выдержан на манер кимоно в розовых тонах. Рассказывают, что название придумал один из владельцев компании, после того, как побывал на токийской Олимпиаде 1960 года.
В конце конвейера стоят чаны, куда складывают отбракованные плитки шоколада. Часть из них пойдет на вторичную переработку, остальные – на корм свиньям.
В упорядоченном финском хозяйстве вообще ничего не любят выбрасывать.
Под занавес визита нам подарили по пасхальному яйцу. Это культовый продукт Fazer, который производится с декабря по март к лютеранской пасхе. Для этой работы ежегодно нанимают 30 особо квалифицированных мастеров, которые с ювелирной точностью заполняют настоящую яичную скорлупу нугой (скорлупу, уже очищенную от яиц, Fazer закупает у финского поставщика). Западная Пасха уже прошла, наша еще впереди, и финское пасхальное яичко не будет лишним на столе.
Заключительную часть мини-серии о Финляндии и Fazer читайте в субботу.