В разгар экономического кризиса в Европе Франция и Германия всерьез испортили отношения из-за гусиной печени. Немцы запретили демонстрировать фуа-гра на крупной продовольственной ярмарке в Кельне. Немецкое правительство пошло на этот неожиданный шаг под давлением защитников прав животных. Франция в ответ угрожает бойкотом ярмарки Anuga, которая состоится в октябре.
Спор о том, этично ли есть фуа-гра, ведется в разных странах уже довольно давно. Противники деликатеса справедливо утверждают, что способ производства гусиной и утиной печени предполагает насильственное кормление птиц, вследствие чего их печень увеличивается в размерах в десять раз. Это доставляет птицам большие неприятности, мягко говоря.
Сторонники фуа-гра парируют, что производство деликатесной печени осуществляется в строгом соответствии с французским законом. Статья L654 принятого в 2006 году Сельского кодекса гласит: «Фуа-гра – часть охраняемого государством культурного и гастрономического наследия Франции. Под фуа-гра понимается печень утки или гуся, которых подвергают насильственному питанию». Для подобного питания даже существует особое французское слово gavage.
Множество людей, которым средства это позволяют, покупают фуа-гра по той простой причине, что это очень вкусная штука, одна из самых вкусных, когда-либо изобретенных человечеством. При этом любители французского лакомства не портят себе жизнь из-за того, каким именно способом добывается птичья печень.
Я сочувствую живым существам, которым довелось родиться гусями и утками и которые попали на французские (а также на китайские или венгерские) фермы. Наверное, точно так же следует сочувствовать дойным коровам, которых ежедневно подвергают мучительной в моем представлении машинной дойке. Но я не отказываюсь от молочных продуктов и несколько раз в году, когда выпадает такая возможность, с удовольствием ем фуа-гра.
Мне представляется, что если человечество будет и дальше идти на поводу у некоторых агрессивных защитников прав животных, то вскоре придется защищать права человека от животных.
Газета The Guardian приводит высказывания немецких любителей животных, которые обличают французов за то, что далеко не все производители фуа-гра отказались от порочной, по их мнению, практики содержания птиц в одиночных клетках. Когда немцы возмущаются содержанием гусей в клетках-одиночках, им явно изменяет историческая память в отношении камер-одиночек для людей.
Пока что во Франции действия немецких властей встретили один-единственный голос одобрения: Брижжит Бардо. Позиция правительства Франции совершенно иная. Если немцы запретят фуа-гра, дело может дойти до запрета во Франции франкфуртских сосисок.
Ежегодно для изготовления фуа-гра в мире забивают 37 миллионов уток и 700 миллионов гусей. На долю Франции приходится 75% производства; остальное делят по преимуществу США и Китай.