Поездка в галисийский винный край, Рибейра Сакра, доставит наслаждение даже трезвеннику и язвеннику. Тут такие пейзажи, что голова идет кругом еще до того, как пригубишь местное вино. Как сказал мне галисийский винодел Фернандо Гонсалес, «мы закупориваем пейзаж в каждую бутылку».
Точнее не выразишь.
Винодельческий регион Рибейра Сакра включает в себя горы двух галисийских провинций, Луго и Оуренсе, пересекаемые реками Кабе, Силь и Миньо. По последней из этих рек проходит граница между испанской Галисией и Португалией.
Именно здесь, на склонах гор в акватории трех рек находятся, возможно, самые красивые виноградники Европы. И они же – едва ли не самые сложные в работе.
Крутизна склонов обязывает высаживать лозу на террасах, причем разница высот между соседними террасами может достигать 30 метров. Представляете себе, каково спускаться с такого склона с тяжелой корзиной, доверху наполненной виноградом? В некоторых хозяйствах прокладывают что-то вроде железной дороги, по которой вагонетки спускают урожай с вершины горы. В наши дни кое-где на помощь приходят современные технологии, и за состоянием виноградников и характеристиками почвы следят дроны.
Теперь вы понимаете, почему виноделие Галисии принято называть «героическим»: оно сродни альпинизму.
Таким оно было всегда, начиная с времен, когда галисийские вина доставляли в Рим для личных погребов Юлия Цезаря. С тех же времен идет название Рибейра Сакра, «Священный Берег». Предполагается, что название обязано тому, что с незапамятных времен здесь строили в необычно большом количестве монастыри и храмы. Не исключено, однако, что перевод с латыни, который когда-то осуществил галисийский монах Антонио де Йепес, содержал ошибку: слово «священный» относилось не к раннехристианским монастырям, а к дубам – священным деревьям для язычников-друидов.
По всему можно заключить, что вина, которые здесь производят, не похожи на классическое испанское вино. И это действительно так. В винодельне Algueira мы дегустировали красные Mencia и белые Godello – в обоих случаях это автохтонные сорта галисийского винограда, — и не обнаружили в них привычного для испанских полнотелых вин фруктового аромата. Оба вина очень минеральные. За этим достаточно туманным термином в данном случае скрывается то, что вкус фрукта не маскирует ощущения места, терруара. Это вина с собственным лицом, если можно так выразиться, но они раскрываются не сразу, особенно, если вы привыкли и любите мощные яркие испанские вина, настоянные на испанском солнце.
Виноградники Алгейра расположены в акватории реки Силь на склонах гор, где когда-то росли дубовые и каштановые леса. Наклон гор достигает 80 градусов. Фернандо рассказывает, что для того, чтобы получить первую бутылку вина, ему потребовалось 17 лет неустанных трудов: надо было расчистить склоны от леса, построить террасы, высадить лозу.
Несмотря на то, что сорта винограда – местные, местных виноделов в этих краях не осталось; люди подались в города, где на жизнь можно заработать менее изнуряющим трудом. Присутствие человека обозначали лишь монастыри 12 века – один из них, Санта-Кристина, мы посетили по дороге на виноградники. Судя по всему, в первые века своего существования монастырь играл очень важную роль в регионе, о чем можно судить по сохранившимся каменным тропам, проложенным к нему на склонах окрестных гор. Монахи-бенедиктинцы занимались виноделием, точнее, сдавали склоны гор в аренду крестьянам, которые работали на монастырских виноградниках.
Фернандо говорит, что, когда строил винодельню, старался выдерживать архитектурный романский стиль древних монастырей.
Нынешнее лето подвергло героических галисийских виноделов новому испытанию: в горах бушевали лесные пожары. К счастью, виноградники не пострадали, но по дороге мы встречали огромные пространства почерневших гор.
Я купила в винодельне Алгейра бутылку вина Finca (по возвращении в Москву обнаружила на сайте компании, что оно распродано) – ассамбляж местных сортов каиньо и соусон. Как говорит Фернандо, когда пробуешь вино в первый раз, оно не впечатляет, но именно его первым раскупают в его бодеге. Действительно, если вы ожидаете привычного «испанского» вкуса, Finca поначалу разочаровывает. Но это очень питкое вино, и когда вы пьете его с едой, все становится на свои места. Очень хорошо под мясо. Другая купленная в хозяйства Алгейра бутылка – тоже красное: это Caravell, 100% сорт менсия, и это вино пока ждет своего часа.
В одном можно не сомневаться: когда мы откупорим бутылку, перед глазами у меня будут крутые склоны галисийских гор и серебристая лента реки Силь.
В следующем репортаже из Галисии мы побываем в другом винодельческом регионе, где производят лучшие, на мой вкус, белые испанские вина – Альбариньо. Всем этим впечатлениям я обязана организаторам запоминающейся поездки — отделу туризма Посольства Испании в Москве и Туристической Администрации Сообщества Галисия.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки