Компания Starbucks представила в Москве свой новый бленд, «Нариньо». Презентация прошла в посольстве Колумбии, где (в Колумбии, а не в посольстве, естественно) означенный регион и располагается.
Колумбия – важная страна для Starbucks: компания закупает в Латинской Америке 75% кофе. В Нариньо, с его идеальным для выращивания кофе климатом – теплые дни, холодные ночи, — кофейные кусты растут в тени ореховых деревьев. Не удивительно, что в аромате бленда Нариньо, как мне довелось убедиться, угадываются нотки зеленого грецкого ореха.
История колумбийского кофе читается, как роман великого колумбийца Габриэля Гарсии Маркеса. Производство одного из лучших кофе в мире явилось на свет благодаря грехам, или за грехи, если угодно. Считается, что первые кофейные зерна завезли на территорию современной Колумбии священники-иезуиты в 1730 году. Но коммерческое производство началось столетием позже.
Отцом колумбийского кофе можно в известной мере считать скромного сельского падре Франсиско Ромеро. Он исповедовал крестьян деревни Саласар де лас Пальмас и в качестве пенитенции за грехи наказывал прихожанам сажать кофе. Видимо, грехов у обитателей деревни накопилось много, потому что вскоре урожай уже измерялся тысячами мешков.
Еще через сто лет Колумбия сделалась вторым в мире экспортером кофе после Бразилии. В настоящее время Колумбия находится на третьем месте в мире по объему экспорта кофе и на первом в категории мягких кофейных сортов.
Историческая несправедливость заключается в том, что имя отца Франсиско Ромеро за пределами Колумбии не знает никто, а вот Хуан Вальдес смотрит на вас с миллионов футболок и другой сувенирной продукции. Этому усатому мужчине в колумбийском сомбреро, восседающему на ослице Кончите на фоне колумбийских Анд, исполняется в нынешнем году 55 лет. Хуана Вальдеса родила не женщина, а фантазия рекламщиков из американского агентства DDB, и произошло это в 1959 году.
С тех пор Хуан Вальдес приобрел такую популярность, что поссорил две латиноамериканские страны, Колумбию и Коста-Рику. Американская компания, коммерциализирующая костариканский кофе, попыталась примазаться к славе сеньора Вальдеса и изобрела слоган: «Хуан Вальдес пьет костариканский кофе». Но мы-то знаем, что владелец ослицы Кончиты из всех сортов кофе предпочитает исключительно колумбийский.
Однако вернемся в департамент Нариньо на юго-западе Колумбии, столицей которого является Сан-Хуан де Пасто. Жителей региона в Колумбии называют «пастусос», что, будучи созвучно с названием их столицы, означает «пастухи». Пользуются они славой людей крайне простодушных, что породило множество анекдотов о пастусос – что-то вроде колумбийского аналога чукчей. Знакомый колумбийский журналист рассказывал не анекдот, а, по его словам, быль. Однажды пастусос обиделись на главную газету страны, «Эспектадор», и решили сжечь ее корпункт в Пасто, но в запальчивости перепутали и сожгли офис главного конкурента ненавистной им газеты. После чего заявились в корпункт «Эспектадора», чтобы сообщить в столицу новость. Такой вот магический реализм в духе Гарсии Маркеса.
Но в наши дни жителей Нариньо уместней называть не пастусос, а «кафеталерос», то есть фермерами, выращивающими кофе. Колумбия – горная страна, что хорошо для кофе, который растет здесь в так называемом «кофейном треугольнике» на горных равнинах на средней высоте порядка 1,2 тысячи метров. Кофе в Колумбии только элитных сортов Арабика (Робуста запрещена).
В Нариньо кофе растет на высоте 2 тыс. метров. Собирать кофе на такой высоте – дело нешуточное, но ручной труд здесь незаменим, что в данном случае является гарантией его качества, поскольку Starbucks знает наперечет всех фермеров, которые работают на компанию.