Л’иль-сюр-Ла-Сорг — это небольшой город в Провансе, который когда-то неплохо жил тем, что производил шелк и бумагу. А сейчас еще лучше живет тем, что продает то, чего не производит.
По воскресеньям здесь работает самый большой в Провансе рынок — свежие овощи и фрукты, сувениры, блошиный рынок. Это происходит на одной стороне города. На другой, отделенной неширокой речкой Сорг (название города означает остров на Сорге), — многочисленные антикварные лавки, владельцы которых пытаются распродать следы былого богатства.
Cимволы этого давнишнего преуспеяния живописно расположились на самых видных местах: это водяные мельницы, которые в наши дни не крутят жернова, а привлекают туристов своими позеленевшими от водорослей лопастями.
Слова не способны передать какафонию запахов и звуков, которыми в Провансе сопровождается такое, в сущности, прозаическое занятие, как продажа еды.
За три дня, проведенных в этих благословенных местах, я побывала на нескольких рынках. Рассказ об этом еще впереди. Но общее впечатление заключается в том, что истоком знаменитого французского умения радоваться жизни, Joie de Vivre, является именно рынок, и именно в глубинке, хотя Прованс с его утонченным вкусом и завораживающими видами вряд ли подходит под российское понятие «глубинка». Помимо тех, кто приходит на рынок купить свежей зелени к обеду или запастись колбасами и сырами, большинство гуляющих по набережной Сорг просто получают удовольствие от этих бесподобных красок, от этих запахов, от лиц фермеров и их шуток. Многие приезжают семьями, с детьми и собаками, причем трудно понять, кто получает от этих выездов больше удовольствие.
Скоро расскажу о том, как мы с мужем обедали в простой французской деревушке Л’иль-сюр-Ла-Сорг (в путеводителе Michelin этот населенный пункт назван деревней).