В середине июня газета El Mundo опубликовала данные последнего опроса пользователей Tripadviser об их предпочтениях на нынешний летний сезон. 95% из полутора тысяч опрошенных намерены провести отпуск в путешествии. Призовая тройка в нынешнем году выглядит так: Тенерифе, Бенидорм, Майорка.
Удивительно в этом опросе не то, что испанцы предпочитают отдыхать в Испании. Удивительно, что конкуренцию двум достаточно большим островам на Канарах и Болеарах составляет точка на побережье Средиземного моря, которая в середине XX века представляла собой рыбацкую деревню.
Мне довелось побывать в этой точке на прошлой неделе благодаря любезному приглашению Туристической администрации Бенидорма (VisitBenidorm) и отдела туризма Посольства Испании в Москве (Turespaña) и составить собственное представление о том, почему испанцев, а с ними и всех прочих европейцев так тянет в Бенидорм.
Но прежде, чем начать делиться впечатлениями, расскажу историю о том, как рыбацкая деревня стала прообразом современной испанской индустрии туризма и о том, какое отношение к этому имеет упомянутая в заголовке «революции бикини». Все материалы собраны мной накануне поездки в испанских и английских СМИ.
На мотороллере в Мадрид
В этом году исполняется 66 лет с того момента, когда жарким летним утром Педро Сарагоса, мэр Бенидорма, оседлал свой мотороллер Vespa и отправился в неблизкий путь в испанскую столицу. Обыватели, провожавшие взглядом градоначальника, даже приблизительно не могли представить себе, насколько изменится их жизнь в результате этой поездки. Сарагоса ехал в Мадрид на встречу с генералом Франко с предложением превратить безвестную деревню в центр не существовавшей тогда даже в зачатке международной туристической индустрии.
Надо представлять себе, что такое была франкистская Испания в пятидесятые годы, чтобы оценить смелость этого предложения. Страна находилась почти в полной международной изоляции. Экономика так и не оправилась от разрушительной гражданской войны. Свирепствовала цензура. Испанская женщина без разрешения мужа не могла открыть счет в банке, выехать за границу и даже устроиться на работу. В известном смысле Испания и СССР тех лет были весьма похожи, настолько, что, как говорят, Франко предпочитал советские фильмы, которые смотрел в частном кинозале своей резиденции: они представлялись диктатору более целомудренными, чем западное кино, хотя Франко, мягко говоря, не разделял коммунистическую идеологию.
И вот к такому правителю приезжает мэр захолустного городка и предлагает устроить в буквальном смысле революцию. Педро Сарагоса хочет строить отели для иностранных туристов и даже готов ради твердой валюты пойти на немыслимое – позволить ходить по пляжу в бикини, в то время строжайше запрещенных для испанских женщин.
Франко поверил в бизнес-план мэра, и в Бенидорме началось массовое строительство. Уже через несколько лет с севера, из Франции, в Бенидорм с его великолепным белоснежным пляжем устремился поток «ситроенов» и «рено» из соседней Франции.
Если вы смотрели французский боевик «Враг государства №1» (L’instinct de mort) с Венсаном Касселем, то, наверное, помните эпизод, как молодые французские гангстеры приезжают на испанский курорт, и какой фурор их шикарные манеры и легкие деньги производят среди местных девушек.
Сегодня Испания наряду с Францией являются мировыми лидерами в туристической индустрии. История этого успеха начиналась 66 лет назад с той самой поездки на мотороллере по маршруту Бенидорм — Мадрид — Бенидорм.
Когда уходит тунец, приходят туристы
Смелый план мэра Бенидорма возник не от хорошей жизни. В добавление к общенациональным испанским проблемам, созданным людьми, жизнь рыбацкой деревни испытала на себе удар со стороны природы, если так позволительно выразиться. На протяжение столетий мужчины Бенидорма выходили в море на альмадрабу – это арабское слово означает традиционную охоту на тунцов, которыми изобиловали местные воды. Не буду сейчас подробно останавливаться на том, что представляет собой альмадраба, вы можете прочитать об этом на моем сайте здесь. Достаточно сказать, что рыбаки Бенидорма считались большими мастерами этого древнего искусства.
И вдруг тунец ушел.
Мужчины остались без работы, женщины – без денег. Так что, когда в городе начали строить отели и рестораны, жители восприняли это с энтузиазмом.
Гораздо хуже отнеслись к начинанию католическая церковь и жандармерия (Guardia Civil). Первая же туристка, которая осмелилась выйти на пляж Бенидорма в бикини, подверглась штрафу в 40 тысяч песет (для сравнения: когда с началом туристического бума появится международный песенный конкурс Бенидорма, приз за первое место составит 100 тысяч песет). Жандармы обратились с жалобой к епископу Валенсии, и тот пригрозил отлучить мэра от церкви за моральное разложение подведомственного населения. Но Педро Сарагоса чувствовал за собой поддержку Мадрида и упорно продолжал начатое.
К моменту старта туристической застройки количество жителей Бенидорма составляло 1700 душ. Сейчас это город с 70-тысячным населением. А с учетом постоянно живущих тут иностранцев, многие из которых не регистрируются, число жителей, скорее всего, превышает 100 тысяч.
И вот совершенно поразительные данные, только что опубликованные в испанских газетах: Бенидорм входит в тройку самых посещаемых городов Испании, после Мадрида и Барселоны. Ни Гранада с ее всемирно известной Альгамброй, ни Малага – столица пляжей Андалусии, ни великолепная Валенсия, крупнейший город Валенсийского сообщества, к которому принадлежит Бенидорм, не в состоянии тягаться с последним.
По данным британской The Guardian, количество только английских туристов, ежегодно приезжающих в Бенидорм, составляет полмиллиона.
При этом пляж Бенидорма уже многие годы подряд получает от Евросоюза голубой флаг, свидетельствующий об экологическом благополучии. Как при таком наплыве местных и иностранных туристов удается поддерживать такую чистоту, – это предмет отдельного рассказа, который еще впереди.
Но Бенидорм не был бы одним из главных европейских курортов, если бы предлагал только 320 солнечных дней в году и теплое Средиземное море с апреля по ноябрь. За пять дней в Бенидорме я резко изменила свой привычный московский образ жизни: колесила на электрическом велосипеде по горным дорогам, любуясь морскими видами; купалась в водопаде, посещала фермерские рынки, мастер-классы по приготовлению валенсийской паэльи и гаспачо; познакомилась с владельцем винодельни Mendoza и впервые распробовала его белые и красные вина, которые раньше по незнанию обходила стороной; участвовала в фестивале тапас и побывала на шоу в отеле Benidorm Palace, каталась на аттракционах в гигантском тематическом парке Terra Mitica и даже сфотографировалась в обнимку с морским котиком в зоопарке — и это только беглое и неполное перечисление наших, чего греха таить, необременительных занятий. Именно широта возможностей, которые предлагает Бенидорм туристам, объясняет успех предприятия, начавшегося 66 лет назад с путешествия Педро Сарагосы на мотороллере по раскаленному шоссе в Мадрид.
И еще одна грань Бенидорма, о которой не все знают. Как было сказано выше, испанский курорт с первых лет своего становления стал центром проведения международного песенного конкурса. Фестиваль был необходим для продвижения Бенидорма, но попутно он открыл целую плеяду звезд. Об удивительном пути одной из этих звезд, начавшемся в Бенидорме, расскажу в следующем репортаже.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки
Как интересно. Ждём продолжения!
Уже завтра, Наталья))