Вся Соль — кулинарный блог Ольги Баклановой

Камилла Клодель вышла из тени Родена

В Музее Гетти проходит выставка Камиллы Клодель

При жизни Камилла Клодель, ученица и любовница великого Родена, находилась в тени маэстро. Даже после смерти Огюста Родена, когда саму Камиллу упекли в сумасшедший дом, ее имя всегда упоминалось в связке с несравненно более знаменитым скульптором. Посмертная слава лишь отчасти компенсирует несправедливость, жертвой которой она стала.

Ныне ведущие музеи мира соревнуются за право выставлять ее работы, а на аукционах скульптуры Клодель, умершей в полной нищете, уходят за миллионы долларов. О ней написаны книги и снято несколько фильмов. Выставка, открывшаяся в Центре Гетти в Лос-Анджелесе, дает представление и о поразительном таланте одной из первых в мире женщин-скульпторов, и о ее драматической судьбе.

В Центре Гетти проходит выставка Камиллы Клодель

Всякое сравнение хромает неточностью, но я все же рискну сравнить Клодель с Фридой Кало, которая долгое время тоже пребывала в тени знаменитого мужа Диего Риверы, а ее творчество современники считали неприличным. В наши дни слава Фриды Кало бежит далеко впереди Риверы; она оказалась художницей на все времена и на все континенты, а он со своими революционными мотивами устарел и «усох» до размеров Мексики, что, впрочем, тоже немало.

В одном из писем за 1891 г. Клодель сообщала, что почти ничего не создала в этом году, потому что была занята изготовлением рук и ног для работ Родена.

Камилле Клодель еще предстоит пройти триумфальный путь Фриды Кало, но дошедшие до нас скульптуры, (а большую часть созданного Камиллой мрамора она сама разбила молотком), уже вышли на дорогу всемирной славы.

Центр Гетти в Лос-Анджелесе

Два слова о музее, где с 1 апреля выставлены самые известные работы Клодель. Имя Пола Гетти носят сразу два музея. О Вилле Гетти с ее выдающейся коллекцией античного искусства, я уже недавно писала. Центр Гетти, который находится за 20 километров от виллы, — это собрание живописи, а также художественное пространство, где проходят крупные международные экспозиции. Центр заслуживает отдельного репортажа, что в обозримом будущем я и намерена сделать. Но сейчас — Клодель.

Роден: учитель, любовник, мучитель

Посмертной славе Камиллы Клодель приходится освобождаться не только от тени маэстро, но и, парадоксальным образом, от ужасов ее собственной биографии, которая долгое время привлекала внимание публики гораздо больше, чем ее творчество (тут опять не избежать сравнения с Фридой Кало).

В этих работах несомненно влияние Родена

Камилла Клодель поступила в мастерскую Родена юной девицей; скульптор, который был на четверть века старше, внушал ей почти мистическое обожание. Первые годы она не столько занималась своими работами, сколько растворялась в его творчестве, участвуя в создании его композиций, в том числе, самых значительных, таких, как «Врата ада». Что, естественно, не могло не отразиться на ее собственном стиле. А последний, в свою очередь, испытал сильнейшее влияние ее любви к мастеру.

Классический античный сюжет: соблазнение нимфы Помоны богом Вертумном. 1905 г.

Надо признать, что Роден, даже на фоне весьма свободных нравов во Франции на рубеже ХХ века (свободных для мужчин, но в гораздо меньшей степени для женщин), был одним из выдающихся бабников своего времени и совершенно не собирался менять образ жизни из-за своей талантливой ученицы, в которую, по-видимому, был страстно влюблен. Помимо сонма натурщиц, с которыми Огюст спал в процессе творческих борений и преодолений, он сохранял привязанность к многолетней сожительнице Розе Бёре.

«Зрелый возраст» Клодель в свое время вызвал страшный скандал

«Зрелый возраст», одна из самых известных работ Камиллы Клодель, весьма натуралистично отображает отношения в этом треугольнике. Немолодая женщина тащит за собой бородатого мужчину в то время, как обнаженная девушка на коленях молит его остаться. Роден был взбешен тем, что Камилла осмелилась выставить на всеобщее обозрение их жизнь, и отказался демонстрировать скульптуру на своей выставке.

Камилла Клодель в мастерской. Фото представлено на выставке в Центре Гетти

К 30 годам Камилла, потерявшая ребенка от своей связи с Роденом, порывает с учителем. К этому времени она также убедила себя в том, что мастер эксплуатирует ее талант и даже, как она подозревала, крадет у нее идеи. При этом современники, имевшие возможность познакомиться с ее собственными работами, критикуют их за подражание Родену.

«Вальс», 1900: самая известная вещь Клодель

В итоге Камилла начинает уничтожать свои произведения, а те, что не удается разбить, — выбрасывает. Вот почему до нас дошло только 70 скульптур и фигурок Клодель – ничтожное количество по сравнению с огромным наследием ее учителя. Для сравнения: только в Стэнфордском университете 70 произведений Родена, где несколько лет назад мне посчастливилось их увидеть.

Один из бронзовых вариантов «Вальса»

К счастью, эта судьба не постигла самую известную вещь Клодель – «Вальс», наполненную такой чувственностью, что современники считали скульптуру развратной. Под влиянием критиков она была вынуждена частично задрапировать наготу танцующей пары (кстати, так поступал и Роден, ваявший фигуры обнаженными, а затем «одевавший» их).

На выставке в Центре Гетти, помимо оригинала, представлено также два бронзовых варианта «Вальса» с разного оттенка патиной.

Камилла Клодель достигла удивительного искусства в работе с камнем. «Болтушки», оникс

Камилла была одержима стремлением доказать, что она – самостоятельный, оригинальный художник, и бралась за сюжеты, которые точно не могли бы привлечь Родена.

Так появились ее жанровые работы – бытовые сценки из жизни.

«У камелька». Алебастр и бронза, 1905

В отличие от многих скульпторов, Клодель сама работала с мрамором, а не поручала это помощникам, и достигла в искусстве ваяния из камня поразительного мастерства. Ее «Голова девочки» вызывает ассоциации с античными мастерами. Волосы ребенка наполнены светом; этот оптический эффект достигается за счет того, что бюст – полый.

«Голова девочки»

Камилла Клодель прожила долгую жизнь, последние 30 лет которой она провела в сумасшедшем доме, куда ее упрятала собственная семья. Мать и сестра не одобряли ее богемного образа жизни. А младший брат, известный писатель Поль Клодель, как принято считать, завидовал таланту сестры. Медицинских показаний для заточения Камиллы в доме скорби не имелось, и клиника не раз обращалась к ее родственникам с предложением выписать ее. Но семейство было неумолимо.

Когда Клодель умерла, ее похоронили в общей могиле, как хоронят бродяг.

Поль Клодель сыграл мрачную роль в жизни сестры

Посмертная слава – капризная дама. На выставке представлено два бюста Поля Клоделя работы его сестры.

При жизни Поля Клоделя считали одним из крупнейших писателей Франции ХХ века; в ХХI веке Википедия называет его «младшим братом скульптора Камиллы Клодель».

Ссылки по теме:

https://www.getty.edu/art/exhibitions/claudel/explore.html
https://www.bbc.com/culture/article/20170509-the-tragic-lover-who-never-escaped-rodins-shadow

Камилла Клодель вышла из тени Родена
4.3 | Голосов: 12
Exit mobile version