Самый большой город западного побережья Америки начинался два с половиной века назад, когда в 1771 году десять испанских солдат в сопровождении двух священников заложили укрепленный пункт — католическую миссию, которую нарекли именем архангела Гавриила.
Впоследствии неподалеку от миссии возникло гражданское поселение, скромные размеры которого компенсировало одно из самых громоздких в мире названий: Град Девы Марии, Царицы Ангелов, на реке Порсьюнкула.
После того, как в середине 19 века в результате американо-мексиканской войны Калифорния отошла к Соединенным Штатам, название усекли до Лос-Анджелес. Нынешним жителям и это имя представляется слишком длинным, его часто заменяют всего двумя буквами LA, что может, по справедливости, считаться одним из самых коротких городских имен.
Несмотря на то, что LA разросся до непредставимых размеров, его колыбель, городок Сан-Гейбриел, выросший вокруг миссии, не входит в округ Лос-Анджелес. Он расположен всего в 11 милях от даунтауна Лос-Анджелеса. Для сравнения: звон самого большого колокола церкви миссии архангела Гавриила слышен в радиусе 9 миль.
Когда субботним утром мы наведались в Сан-Гейбриел, миссия и ее окрестности были практически безлюдны. Молодой мексиканец в надвинутым на глаза сомбреро неторопливо подметал вход на церковное кладбище, считающееся самым старым в Калифорнии. Попасть на историческую часть погоста и в церковный сад можно только в составе платной экскурсии, но любезный юноша, с которым мы поговорили по-испански, запустил нас со словами: «Будем считать, что я вас не видел».
Прежде, чем поделиться впечатлениями от посещения миссии архангела Гавриила, следует сказать несколько слов о том, какую роль сыграли испанские католические миссии в истории Калифорнии. Если представить себе карту самого большого штата США в виде некоего живого существа, то миссии подобны позвонкам, а некогда соединявшая их Королевская дорога, Камино Реаль (в современных реалиях — «историческая» трасса 101), — позвоночнику, на котором держалась вся Калифорния в колониальную эпоху.
Вообще-то испанцы не особенно торопились осваивать то, что мы сегодня зовем Калифорнией. Между первой испанской экспедицией, высадившейся в районе нынешнего Сан-Диего в 1542 году, и началом колонизации Калифорнии пройдет более полутора веков.
Прошло бы и больше, если бы не плавание Витуса Беринга, отчетливо давшее понять, что царская Россия положила глаз на Западное побережье Америки. Тут уже испанская корона встрепенулась.
Первую миссию испанцы заложили в Сан-Диего, на самом юге Калифорнии в 1769 году. Этот их ратно-религиозный подвиг не был по достоинству оценен индейцами племени кумийяй, которые сожгли миссию дотла, а заодно и пустили в расход нескольких испанцев. Но только один из них, монах, был впоследствии канонизирован. Его могила считается первым испанским захоронением на территории Калифорнии.
Но аборигены не оценили решимости конкистадоров. Миссию отстроили заново. В дальнейшем ее преследовали многочисленные бедствия, в том числе главное из калифорнийских бедствий — землетрясение. То здание миссии, которое вы видите на фотографии вверху, является уже пятой итераций и воздвигнуто в начале XIX века.
По мере того, как малочисленные отряды солдат и монахов захватывали все новые территории, они отмечали свой путь очередным опорным пунктом – миссией.
Надо заметить, что продвижение испанцев не было линейным. Иногда они совершали дальние вылазки по морю на север, оттесняли индейцев в горы, а затем возвращались на юг.
Так, ближайшая к Сан-Диего миссия Сан-Луис оказалась восемнадцатой по счету. А находящаяся гораздо дальше на север миссия архангела Гавриила – четвертой. Между ними расположилась миссия Сан-Хуан Капистрано, ставшая седьмой.
Всего в Калифорнии 21 миссия. Ни одна из них не похожа на другую, и каждая внесла свой уникальный вклад в развитие калифорнийской архитектуры (стиль Mission Revival), сельского хозяйства, виноделия и в целом, чтобы избежать длинного перечисления, — мировосприятия. Не говоря уже о том, что вся география Калифорнии за редчайшим исключением основана на испанских названиях городов, рек, долин и горных цепей.
Первый на земле Калифорнии виноградник разбили в 1779 году монахи в Сан-Хуан Капистрано. Но массовое производство вина началось в районе нынешнего Лос-Анджелеса, в миссии Сан-Гейбриел. В наши дни там, где были старинные виноградники, расположились кварталы гигантского мегаполиса. Миссия архангела Гавриила остается одним из немногих мест, где можно попробовать местный виноград. Что я и не преминула сделать, благо виноградная лоза обвивает крепостные стены. Черные ягоды сладкие, приятные на вкус, с толстой терпкой кожицей.
Вообще вклад именно этой миссии в развитие сельского хозяйства Калифорнии непропорционально велик. Она одна производила пшеницы, мяса, вина и фруктов едва ли не больше, чем добрая половина других миссий вместе взятых, и на протяжении десятилетий считалась житницей Калифорнии.
За каковые достижения Сан-Гейбриел пользовалась славой «гордости среди миссий».
Все эти успехи достигнуты руками местных индейцев, которых монахи, со свойственной испанцам смесью высокомерия и простодушия, называли «габриленьос», то есть «гаврилятами» — производным от имени собственного святого. Чему предшествовало массовое (и насильственное) окормление душ язычников.
По этому показателю святые отцы миссии архангела Гавриила также перещеголяли все остальные миссии Калифорнии.
На кладбище миссии похоронены 6 тысяч «гаврилят»; в испанских документах они названы «неофитами». Даже после смерти новообращенные христиане не были равны старым христианам-колонизаторам.
О характере отношений между испанцами и местным населением можно судить по архитектуре Сан-Гейбриел: единственная среди всех калифорнийских миссий, она построена не как монастырь, а как крепость, толщина стен которой достигала роста взрослого человека.
Правда, сами испанские монахи полагали, что возобладали над индейцами не силой неведомого «гаврилятам» огнестрельного оружия, а словом, точнее ликом божьим. Согласно легенде, ввиду превосходящих сил противника один из испанцев положил на земле икону. Пораженные ее красотой, язычники отступили. Эта икона по сей день красуется в алтаре храма архангела Гавриила.
Ну, а мы, удовлетворив голод духовный легендами и красотами Сан-Гейбриел, направились удовлетворить собственно голод в известный китайский ресторан, расположенный в соседнем городе … Альгамбра, от названия которого опять же веет преданиями старины глубокой. О том, какое отношение к Южной Калифорнии имеет древний мавританский замок в испанской Гранаде, — в следующем репортаже из долины архангела Гавриила.