У испанцев есть поговорка: mas vale solo que mal acompanado, «лучше одному, чем в плохой компании». Не сомневаюсь, что нечто аналогичное есть и во французском языке. И если это так, то поговорка лучше всего подходит к коньяку.
В сегодняшней, третьей и заключительной части коньячной саги по мотивам мастер-класса от Национального межпрофессионального бюро Cognac, поговорим о том, с чем и из чего стоит пить этот самый дорогой в мире крепкий напиток.
Принято считать, что традиция закусывать коньяк ломтиком лимона преследует нас с советских времен. Но, оказывается, родоначальником этого совершенно нелепого обычая был император Николай Второй, страдавший любовью к горячительному, каковую слабость совершенно не разделяла и всячески порицала государыня. Боясь гнева августейшей супруги, слабовольный самодержец велел подавать себе коньяк в заварочном чайнике. Ну, а к чаю, как водится, подают лимон, да еще с сахаром.
Обычай закусывать коньяк лимоном пережил и самого императора, и французский коньяк, замененный в советские годы бренди отечественного производства, которое мы гордо именовали «коньяком» без всякого на то основания. Но даже и в наши дни, когда настоящий французский коньяк вернулся в Россию (а другого коньяка не бывает, о чем речь шла в двух предыдущих частях этого опуса), нет-нет да увидишь, как в дорогом заведении кто-то заказывает дорогой коньяк и просит нарезать к нему лимончика.
Излишне говорить, что цитрусовые напрочь убивают тонкий аромат коньяка, которым последний отличается от бренди, производимых по всему миру, включая и нашу державу. В этом смысле пить коньяк с лимоном в буквальном смысле равносильно тому, чтобы топить печь ассигнациями.
Вообще коньяк стоит пить безо какой-либо закуски, наслаждаясь его букетом. Существует распространенное, но ложное представление о том, что коньяк лучше раскрывается, если его налить в горячий бокал, да еще согревать в руках. Ну, положим, тепло наших руки не способно сильно повредить драгоценному напитку. Но вот горячий бокал точно его портит просто в силу того, что от нагрева спирты начинают улетучиваться и бьют в нос, мешая различать аромат.
Разумеется, то, о чем мы говорим, относится только к лучшим, выдержанным коньякам. В молодых коньяках (VS) ароматы не столь сильны. Точнее даже не так: в молодых коньяках ароматов много, но они еще не слились в одно целое, они как бы все складированы в ряд, и можно четко отделить один аромат от другого — ноты свежих фруктов, корочка цитрусовых, цветочные ноты. Коньяк окисляется, и чем больше он насытится кислородом, тем больше будут развиваться ароматы.
Дегустируют молодой коньяк так. Нужно взять немного коньяка и 10 секунд пожевать во рту, тогда слюна разбавит алкоголь естественным образом, и окисления не будет. Язык пощипет, но, когда будете проглатывать, вас уже не обожжет. Если концом языка потереть по небу, то будет ощущение терки; это значит — коньяк еще молодой.
В Америке на основе молодых коньяков делают коктейли. Другой способ придать лучший вкус молодому коньяку – заморозить его; однажды я попала на коньячный мастер-класс и познакомилась с этим новым для себя приемом (подробнее читайте здесь).
Но, конечно, всеми этими ухищрениями молодой коньяк не превратить в зрелый. В случае же с выдержанными коньяками важна не только температура, но и то, из какого бокала вы его пьете. Правильный бокал может стать той самой хорошей компанией, которая требуется коньяку. И тут нас также поджидает сюрприз.
Обычно используют всем известного вида шарообразный бокал. Это его принято согревать в руках, а также вертеть, чтобы насладиться видом маслянистой жидкости (чего также делать не следует – и по тем же причинам, что не стоит нагревать бокал). Но самое интересное заключается в том, что и сам шарообразный бокал для хорошего коньяка не очень подходит.
Лучше использовать бокал в форме тюльпана. Если вы перевернете этот бокал, то у вас по форме получится шлем аламбика, перегонного куба, в котором начинается производство коньяка (подробнее см. здесь). Роль шлема аламбика — правильно распределять ароматы. Ту же самую функцию выполняет бокал.
Так вот в коньяках все закольцовано – от производства до наслаждения. А когда история закольцевалась, это значит, что она закончилась. По крайней мере, на сегодня.