Мое первое знакомство с этим классическим французским сэндвичем было малообещающим. В аэропорту «Барахас» в Мадриде, где из-за раннего часа репертуар кафе не страдал разнообразием, мы заказали крок-месье к кофе. Заспанная официантка поставила перед нами тарелку с разогретым в микроволновке резиновым куском хлеба, на котором запеклось некое подобие сыра с ветчиной.
Никогда не заказывайте croque monsieur в аэропорту или на бензоколонке – будь то в Париже или где бы то ни было еще: результат будет примерно таким же. Это, впрочем, совершенно не означает, что крок-месье безнадежен. Недаром толпы известных шеф-поваров – от Раймона Блана до Джейми Оливера — предлагают французский бутерброд в авторском исполнении.
Существует несколько версий происхождение этого простого блюда. Согласно одной из них, крок-месье обязан появлению на свет парижским пролетариям. Будто бы некий рабочий положил рядом с батареей домашний бутерброд с сыром и ветчиной, а когда настал час обеда, то вместо того, чтобы выбросить кусок хлеба с растекшимся от жары сыром, он его съел, и результат ему понравился.
Есть другое, более романтическое повествование на ту же тему. Larousse Gastronomique утверждает, что первые крок-месье были предложены посетителям кафе на бульваре Капуцинок в Париже. Энциклопедия обходит своим просвещенным вниманием тот несомненный факт, что злосчастный крок-месье упоминался во втором романе Марселя Пруста из цикла «В поисках утраченного времени». Как замечает по этому поводу британский кулинарный блогер Фелисити Клоук, вероятно, составители Larousse Gastronomique, подобно большинству наших современников, не продрались дальше первой главы эпического цикла, содержащего более 3 тысяч страниц, 1,5 миллиона слов и свыше 2 тысяч персонажей.
В конце концов, не столь важно, кто или что породили этот бутерброд: условия жизни французских рабочих, фантазия повара в кафе на Больших бульварах или творческий гений романиста. Мисс Клоук проделала большую исследовательскую работу, приготовив крок-месье полудюжиной разных способов, и вывела формулу того, что она скромно назвала «идеальным croque monsieur».
Мне оставалось только пройти по проторенной мисс Клоук дорожке и приготовить крок-месье под соусом бешамель, как это делает, в частности, Джейми Оливер.
Задним числом оказалось, что я невнимательно прочитала рецепт и оставила корочки на хлебе. Скажу честно, сильно на вкусе это не отразилось: может быть, получилось не так изысканно, но с утра в воскресенье вполне подходит.
- 50 гр. сливочного масла, комнатной температуры;
- 4 куска белого хлеба , корки срезать;
- 1 ст.л. муки;
- 100 гр. молока;
- 80 гр. твердого сыра, натертого на терке (Груэр, Эмментальский);
- мускатный орех, тертый;
- 2 ст.л. дижонской горчицы или любой, не очень острой;
- 4 тонких куска хорошей ветчины.
Нагрейте гриль до средней температуры или разогрейте духовку в режиме гриля.
Противень накройте ковриком для запекания или фольгой.
Масло положите в небольшую кастрюлю и на маленьком огне растопите. Смажьте маслом по одной стороне каждого куска хлеба и выложите на противень маслом вверх.
Запеките под грилем несколько минут, пока хлеб не поджарится.
В оставшееся в кастрюле масло добавьте муку, хорошо размешайте, чтобы не было комочков, и нагревайте 1 минуту, а затем влейте молоко. Варите несколько минут, все время перемешивая, пока масса не превратится в соус и загустеет. Снимите с огня и добавьте 30 гр. тертого сыра.
Натрите в соус бешамель немного мускатного ореха.
Смажьте горчицей необжаренные стороны кусков хлеба, положите по тонкому ломтику ветчины и распределите оставшийся тертый сыр. Запекайте под грилем, пока сыр не начнет плавиться, 1-2 минуты.
Достаньте хлеб из духовки, соедините по два куска хлеба сыром внутрь, плотно прижмите и полейте соусом бешамель. Запекайте под грилем около 4-5 минут, пока соус не начнет булькать и слегка золотиться.