Стоило полжизни пить коньяк и даже начинать тешить себя надеждой на то, что ты в нем что-то понимаешь, как приезжает из Коньяка мсье Давид Буало, аттестующий себя послом этого замечательного региона, и дает понять: коньяк надо пить совсем не так, как вы до сих пор думали.
Ну, то есть так, как мы до сих пор думали (и не только думали, но и пили), – тоже, конечно, не возбраняется, и это даже очень правильно. Но есть и иные способы потребления славного напитка: в замороженном виде и в коктейлях. Мало того, мсье Буало настаивает на том, что коньяк прекрасно можно пить за столом, под приличествующую закуску, а не после трапезы.
Оказывается, поколение наших родителей, некоторые из которых имели обыкновение пить коньяк из хрустальных рюмок под селедочку и иные советские деликатесы, было не столь уж неправо. С точки зрения г-на Буало, грех наших отцов и матерей заключался не в том, как они пили коньяк, а в том, что напиток в хрустальных рюмках они называли коньяком. Как мы теперь все знаем, коньяк не бывает ни грузинским, ни армянским, ни молдавским: коньяк бывает только из региона Коньяк.
Ужин в московском отеле Ritz-Carlton, который я посетила благодаря любезному приглашению компании Сопекса, назывался Cognac, был посвящен коньяку, сопровождался коньяками в разных видах и ими же завершился.
Так какую же добрую весть принес в Россию мсье Буало о новых тенденциях и способах потребления коньяка?
Как можно понять, производители всерьез взялись за освоение молодежного сегмента рынка. Как ни крути, но коньяк воспринимается в качестве «взрослого» напитка. Он консервативный, дорогой, ассоциируется с господами в костюмах в мелкую полоску и дамами в бриллиантах, кубинскими сигарами и т.п. Посол Межпрофессионального национального бюро Cognac утверждает, что коньяк вполне может и даже, по его мнению, должен стать молодежным напитком, благо его в виде коктейлей можно потреблять и в баре, и на дискотеке, и в клубе.
В подтверждение этой не очевидной истины, нам был подан коктейль Cognac Summit. Это относительно недавнее изобретение: четыре года назад напиток был впервые приготовлен во Франции двадцатью известными барменами из разных стран. Для его приготовления используются кожура 1 лайма, 4 тонких ломтика имбиря, 40 мл VSOP Cognac, 60 мл лимонада, 1 длинный ломтик огуречной кожуры и 4-5 кубиков льда.
Скажу честно, коктейль не заставил пожалеть о бесцельно прожитых годах до знакомства с ним. На мой безнадежно консервативный вкус, сладкий лимонад, вместо того, чтобы подчеркивать «освежающие, фруктовые и пряные нотки ингредиентов» их заглушает. Но, в конце концов, отдаю себе отчет в том, что я – не целевая аудитория этого коктейля, что напиток изобретен для поколения моих детей. Возможно, им он придется по вкусу.
Дальше дело пошло гораздо лучше. Под закуску – дуэт копченого и жареного лосося – появился замороженный VS Courvoisier. Мысль пить молодой коньяк замороженным нельзя не признать очень удачной: спирты засыпают, а ароматы коньяка раскрываются. Копченый лосось прекрасно гармонирует с напитком.
Качество коньяков возрастало от блюда к блюду, и турнедо «Россини» сопровождал VSOP Hennessy. И эта комбинация показалась мне весьма уместной. А когда на десерт к крем-брюле подоспел XO Martell, то лишним показался не коньяк, а десерт.
Самый грустный момент этого памятного вечера наступил, когда мсье Буало рассказал о том, что «доля ангелов» региона Коньяк ежегодно составляет 23 миллиона бутылок. То есть именно такое астрономическое количество бутылок испаряется в процессе выдержки коньяка в бочках. К счастью, изобилие напитков на ужине красноречиво свидетельствовало о том, что далеко не весь коньяк достается ангелам.
И в этом смысле то, как пить коньяк, комнатной температуры или замороженным, уже не кажется столь принципиальным. Хотя если вдуматься, то с учетом заоблачного месторасположения ангелов, напиток явно попадает к ним сильно охлажденным.