Новое исследование о влиянии алкоголя на здоровье обнаружило, что умеренное потребление вина полезнее полного от него воздержания. Ученые Бостонского университета обследовали пять с половиной тысяч канадцев в возрасте 50 лет. Те из них, кто пил умеренно (женщины – не более трех доз алкоголя в день, мужчины – не более четырех, но в целом не более 14 доз в неделю), пребывали в большем здравии, нежели трезвенники.
Как сообщает газета The Daily Telegraph, умеренное питие в среднем возрасте повышает качество жизни, что и было доказано на примере испытуемых канадцев. Те из них, что не воротили нос от вина, демонстрировали лучшие результаты по таким показателям, как ловкость, эмоциональное состояние, когнитивные способности (т.е. способность к познанию, память и т.п.) и мобильность.
Ободреннная такими новостями из мира науки, я отправилась развивать ловкость рук и ясность мышления на Салоне вин и продуктов Португалии, который организовал ICWAG.
Лето – лучшее время пить португальские вина. В отличие от многих испанских, они по преимуществу легкие и потому особенно хороши в жаркую погоду. Неслучайно португальцы пьют молодое вино, которое именуют «зеленым» (vinho verde), и от этого имени даже произошло название целого региона на северо-западе страны.
Регион Винью Верде граничит с испанской Галисией. В свое время я наслушалась рассказов мужа об этом испанском крае, где идут затяжные серые дожди, где лоза из-за сырости – высотой в человеческий рост, а во дворах некоторых домов среди европейской растительности торчат высоченные королевские пальмы: это дома «американцев», как в Галисии называют людей, поживших в Латинской Америке, разбогатевших, а затем вернувшихся на родину.
В Португалии мы до приграничных с Галисией областей не добрались, но, судя по тому, что самое известное вино региона Винью Верде – это Alvarinho из одноименного винограда, между соседями много общего. Испанское «альвариньо» немного более «газированное», чем его португальский родственник Nostalgia Alvarinho, которое мы дегустировали в Москве. А так моновина региона Винью Верде вполне оправдывают ожидания: очень хороши именно летней порой. Мы пробовали также более сложное белое Vinhas do Lasso из четырех сортов винограда с необычным насыщенным лимонным цветом. Пить его следует сильно охлажденным, до 8-10 градусов, что недвусмысленно рекомендует этикетка.
Чтобы закончить с полюбившимся мне регионом Винью Верде (представляете себе в России географическое название «Зелено Вино»? – это вам не Гусь Хрустальный), упомяну еще розовое «Винья дуз инглезеш» редкого местного сорта эшпадейру. Если я правильно понимаю, название вина переводится, как «лоза англичан». У англичан вообще на португальское вино губа не дура, о чем еще поговорим чуть ниже. А пока хочу отметить восхитительный цвет этого розового вина, которому участники дегустации долго не могли подобрать сравнение, пока коллективный разум не остановился на «меде с лососем».
Последнее умозаключение выводит нас на разговор о том, чем португальские вина закусывать. Упомянутые мной вина вообще в закуске не нуждаются, но к ним вполне подойдут легкие салаты. А вот белое вино «Эшпурау» (Esporao) из Алентежу с легким ароматом дымка идеально подойдет к португальской рыбной кухне, прежде всего к португальской треске. Возможно, потому, что я после поездки в Португалию в прошлом году особенно прониклась к треске, это белое вино мне хочется отметить отдельно.
Воздавши должное португальским белым и розовым винам, переходим к «лиссабончикам». Это ныне практически полностью забытое в России слово нашим далеким предкам было отлично известно и широко ими любимо. «Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII-начало XX в» сообщает на сей счет: «Лиссабончик был очень популярен среди небогатой и склонной к пьянству части населения». Как вы догадались, речь идет о портвейне, который в XIX веке в России был более известен как «лиссабонское вино», или «лиссабончик».
Это крепленое португальское вино, которое изобрели англичане для собственных надобностей, а впоследствии принялись торговать им по всему миру, в Россию стали завозить в 20-х годах XIX века, а уже к середине того столетия вино приобрело широкую популярность и даже проникло в меню Его императорского величества, в котором впервые упоминается с 1851 года.
Октябрьская революция надолго покончила с потреблением «лиссабончика» в нашем Отечестве. Вместо него под названием «портвейн» у нас появилась отвратительная бормотуха, испортившая здоровье не одному поколению советских людей. И хотя ныне настоящий португальский портвейн продается (неприлично дорого) в каждом уважающем себя московском винном магазине, его былая популярность все еще впереди. Потому что при всех прелестях португальских белых, розовых и красных вин, настоящее сокровище этой страны – конечно же, портвейн.
В Португалии портвейны, в зависимости от качества и выдержки, могут быть и очень доступными, и заоблачно дорогими. Что важно, во всех случаях это будет очень достойный напиток, рюмка которого поставит запоминающуюся точку в трапезе. Впрочем, по мне портвейн лучше всего пить с зелеными португальскими оливками.
На салоне португальских вин в Москве я обратила внимание на два портвейна. Семилетней выдержки Porto Messias Special Reserve из Порту имеет теплый янтарный цвет и создает долгое послевкусие.
30-летний Towny Vista Alegre из Доуру – это элитный портвейн с великолепным ароматом специй, карамели и орехов. Он светлее, чем Messias, с золотистыми искорками и когда его наливают в рюмку, оставляет мгновенный маслянистый след – признак почтенного возраста. Это очень мягкий портвейн, который, как говорят, отлично подходит к сигаре. Я сигар не курю, что не помешало мне насладиться Towny Vista Alegre и размечтаться о том, как было бы здорово когда-нибудь съездить на север Португалии, где производят такие великолепные вина.