Привезла из короткой поездки на Миконос необычный сувенир: два сухаря.
Миконос, который соперничает с Сен-Тропе и Ибисой как место отдыха известных и состоятельных людей, прославился в наши дни отнюдь не сухарями, а великолепными пляжами, экстравагантными ночными клубами, дорогими ресторанами и магазинами. По данным греческих газет, за последние три месяца на острове побывали, в частности:
—знаменитости-лодки: 84-метровая Savannah («лучшая яхта 2016 года» по версии World Superyacht Awards) шведского миллиардера Лукаса Лундина; Ocean Victory (при длине 140 метров входит в число самых больших яхт мира), принадлежит российскому миллиардеру Виктору Рашникову; Radiant, длина 110 метров, входит в число 10 самых дорогих яхт мира (200 млн долл), принадлежит миллиардеру из Эмиратов Абдулле аль-Футтаиму;
—знаменитости-люди: Боно; Тиффани Трамп, младшая дочь президента США; футболист Манчестер Юнайтед Кевин Де Брюйне.
Список можно долго продолжать, но сегодняшний пост все-таки о миконосских сухарях. Это сейчас остров в Кикладском архипелаге живет за счет туристов, а в XVIII веке его главным промыслом в мировом разделении труда было сушить сухари для заходивших в гавань Миконоса торговых и военных кораблей. Между прочим, в числе постоянных покупателей этих сухарей, обладавших уникальной способностью не покрываться плесенью в течение многих месяцев, были корабли российской военной эскадры (о том, зачем российский флот при матушке-Екатерине бороздил воды Эгейского моря, я писала здесь).
Главным богатством Миконоса, острова, на котором нет ни лесов, ни рек, ни полезных ископаемых, ни пригодных для сельского хозяйства земель, всегда были ветра: зимой южный Сирокко, летом северный Мелтеми. Ветер дает работу ветряным мельницам, на мельницах мелют муку из привозного зерна. Пекари Миконоса делают непревзойденного качества сухари.
Секрет их производства передавался из поколения в поколение. Но сегодня на острове нет ни одной работающей мельницы (многочисленные мельницы, расставленные на всех холмах, служат исключительно для надобностей блогеров) и осталась только одна пекарня, сохранившая старинный промысел, Gioras. Если верить проспекту, который вручил мне ее владелец Джордж Вамвакурис, пекарня была основана в 1420 году и является вторым самым старым зданием на Миконосе после церкви Богородицы Парапортиани.
Проспект не скупится на звучные эпитеты: эксперты, говорится в нем, называют Gioras «Парфеноном среди пекарен». Здание, в подвальном помещении которого помещается пекарня, сложено вручную из камней, глины и сена. В Gioras самая древняя дровяная печь на всех Кикладских островах.
Правда, как мы обнаружили (а Джордж подтвердил), летом печь не работает – слишком жарко. Все сладости и знаменитые сухари, что выставлены на продажу, выпекают где-то в другом месте. Так что в туристический сезон Gioras работает не как пекарня, а как кондитерская и кафе, где можно выпить чашку крепкого греческого кофе и попробовать местную пахлаву.
Что касается сухарей, которые моряки когда-то называли «морским хлебом», то их отправляют в печь трижды, прежде чем они доходят до кондиции. На Миконосе «морской хлеб» делают из ячменя.
«Сколько месяцев можно хранить ваши сухари?» — спрашиваю Джорджа. –«Месяцев? — с обидой переспрашивает пекарь. – Они хранятся больше года!»
На корабле можно было размочить сухарь в морской воде — и не остаться голодным. На суше из ячменных сухарей готовят фирменную миконосскую закуску «мостра». На смоченный водой сухарь намазывают местный острый сыр Копанисти, сверху помещают помидоры и все это поливают оливковым маслом.
На Крите похожее блюдо называется «дакос», и его можно встретить в любой таверне. После поездки на Крит я каждое лето, в сезон помидоров, делаю «дакос» дома.
А вот на Миконосе попробовать «мостру» нам довелось только в последний день, когда мы уже решили, что традиция этой закуски канула в Лету вместе с настоящими, а не бутафорскими мельницами. Да и то сказать: кому на гламурном острове придет в голову заказывать сухари, когда в меню имеются осьминоги и лангусты?
Но – кто ищет, тот всегда найдет. И теперь, поскольку я купила у Джорджа Вамвакуриса пару настоящих ячменных сухарей, приготовлю «мостру» у себя на даче.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки