В перископ советской подводной лодки Б-39 хорошо виден корпус американского авианосца «Мидуэй». Звучит, как строка из репортажа газеты «Правда» времен холодной войны. К счастью для всего человечества, два этих военных корабля на протяжении их активной боевой жизни никогда не встречались.
И, только выйдя на пенсию, они оказались поблизости, у одного причала в Сан-Диего.
У того же причала расположились великолепные парусники и пароходы прошлых веков, ставшие экспонатами одно из лучших в мире морских музеев, которым по праву гордится Сан-Диего. Некоторые из них оригиналы, другие хорошо выполненные копии.
К сожалению, в тот день не хватало одного важного судна: каравеллы Родригеса Кабрильо, на которой пять веков назад первые европейцы достигли берегов Калифорнии в той самой бухте Сан-Диего, на которую смотрят корабли Морского музея. Историческое судно, естественно, не сохранилось, а его копию музей на время одолжил.
В остальном вся коллекция выстроилась, как на параде.
«Мидуэй» в силу своих гигантских размеров не является частью экспозиции Морского музея Сан-Диего, но он также открыт для публики.
В прошлом году мы побывали на авианосце. Сейчас под занавес двух наполненных событиями и впечатлениями недель в Сан-Диего, выбрались в Морской музей.
Пока Наташа героически оставалась с нашей младшей внучкой в машине, мы с Илюшей и Эммой почти два часа ходили по палубам парусников и пароходов и спускались в чрево подводной лодки. Поражает будничность этого путешествия по разным эпохам и континентам: покупаешь в кассе билет, получаешь на руку чернильный штампик и — вперед.
Начали, конечно, с парусника Star of India.
Он был спущен на воду в 1863 году в Британии – старейший в мире из числа торговых парусных судов, что до сих пор на плаву. Трудовая биография «Звезды Индии» началась с плавания в Индию за джутом. В Америке в это время шла Гражданская война между Севером и Югом, и Англия лишилась поставок американского хлопка; индийский джут был призван его заменить.
В последующие десятилетия Star of India перевозила эмигрантов в Новую Зеландию, участвовала в так называемых «пшеничных гонках» из Австралии, когда парусники соревновались, кто первым доставит в Англию зерно из Австралии. Это были не спортивные, а коммерческие гонки: владелец судна, доставившего груз первым, мог сорвать куш на бирже.
За свою долгую службу парусник Star of India 15 раз огибал мыс Горн, бороздил и южные, и северные моря, и, в частности, занимался промыслом и переработкой лосося в водах Аляски. Среди экспонатов, выставленных в трюме корабля, — жестянки с консервированным лососем.
Хотела бы я иметь в домашней коллекции такие «просроченные» консервы!
В иллюминатор трюма «Звезды Индии» видна советская подводная лодка Б-39, куда мы в итоге и отправились.
На подходе к подлодке стоит полезное устройство, которое помогает понять, подходите ли вы для этого упражнения. Точнее сказать, не подходите, а проходите — в прямом смысле слова. На борту лодки уже будет слишком поздно обнаружить, что ваши телеса не пролезают в люк между отсеками. Поэтому, чтобы не создавать пробку там, где ее быть не должно, установлен стенд, а в нем отверстие размером с люк. Первой препятствие преодолела Эмма, и это ее так развеселило, что в дальнейшем ее трудно было увести с лодки.
Пролезли – спускайтесь вниз по трапу, направление к которому указывает характерным жестом Владимир Ильич (см. заходное фото).
Эта безобидная шутка – единственная, которую позволяет себе американский музей по отношению к когда-то грозному боевому кораблю противника в холодной войне. Все остальное сделано с большим тактом и уважением к советским морякам.
Б-39, если я правильно понимаю, относится к классу «Фокстрот» по классификации НАТО. Об этой конкретной лодке информации в Интернете немного, еще меньше ее на сайте музея, и, похоже, никакие особые военные испытания на ее долю не выпали. А вот лодка Б-59 того же класса навсегда вошла в мировую историю как подводный крейсер, который мог начать, но не начал третью мировую войну.
В разгар Карибского кризиса Б-59 участвовала в сверхсекретной операции «Анадырь», в рамках которой группа советских подлодок была отправлена к берегам Кубы с ядерным оружием на борту. На подходе к острову лодку окружили американские военные корабли, а американский самолет обстрелял ее. Командир Б-59 приготовился выпустить в ответ ядерную торпеду, но был остановлен вторым по званию офицером на борту, капитаном II ранга Архиповым.
Эту историю подробно и со всей серьезностью рассказывает экспозиция, размещенная на подходе к подлодке и на борту Б-39. Я сравнила ее с тем, что доступно по отечественным источникам: в главном обе версии не расходятся.
Ну, а что касается самой лодки Б-39, то после того, как ее списали в середине 90-х, военный корабль продали канадской фирме, которая доставила ее в Ванкувер, а оттуда, через Сиэтл, подлодка попала в Морской музей Сан-Диего, где и открыта для публики с 2005 года.
Нам пора было возвращаться на берег, где нас ждали Наташа и Миа. С борта большого американского парома, работавшего сто лет назад в заливе Сан-Франциско, посмотрели на американскую подводную лодку «Дельфин». Она служила примерно в то же время, что наша Б-39, но была более глубоководной и установила несколько рекордов, один из которых, если верить информации музея, не перекрыт до сих пор.