Фильм немецкого режиссера Вольфганга Петерсона «Троя» сыграл для Музея Трои в Турции примерно такую же роль, как экранизация романа «Кода да Винчи» – для Лувра.
Положим Лувр прожил бы и без выдумок Дэна Брауна, а великолепный новый Музей Трои – без одноименной ленты с Бредом Питом в главной роли, но есть существенная разница, которая измеряется в миллионах туристов.
Когда нас подвезли к изваянию Троянского коня в городе Чанаккале, я решила, что где-то здесь и находится Музей Трои. Но это не так. От гигантского коня, которого кинематографисты создали для своей картины, до музея — дистанция в тридцать километров, или в пять с половиной тысяч лет.
Конь был подарен турецкому министерству культуры продюсером фильма, как когда-то прообраз рукотворного коня – данайцами. Правда, на этот раз обошлось без каких-либо негативных последствий для одариваемых.
Фильм снят в 2006 году на Мальте и в Мексике, где отстроили фрагменты бутафорской Трои. Музей еще моложе, он открылся менее двух лет назад, в 2018 г., который в Турции был объявлен «годом Трои». Несмотря на то, что все экспонаты музея подлинные, здесь тоже обнаруживается влияния массовой культуры. Если присмотреться к светильникам гигантского музейного холла, в их контурах нетрудно различить того самого Троянского коня.
Как говорит один из главных экспертов по Трое, турецкий археолог Рюстем Аслан, раскопки Трои ведутся уже около полутора столетий (сам он принимает участие в них более четверти века) и, возможно, продлятся еще три века.
Дело в том, что Троя представляет собой гигантский курган, внутри которого находится «слоеный пирог», составленный из множества культурных слоев. Таким образом археологи в буквальном смысле слова продвигаются вглубь веков, освобождая один за одним культурный слои. Каждый из них, как повелось еще со времен Генриха Шлимана, получает условное обозначение: Троя I, Троя II и т.п.
Чтобы получить представление о том, на какую глубину забрались ученые, нет нужды отправляться на раскопки (они находятся в 800 метрах от музея). Турецкий архитектор Музея Трои спроектировал здание таким образом, что высота его четырех этажей, поднимающихся над землей, соответствует глубине раскопок.
Когда, стоя в гигантском холле здания, смотришь наверх, отдаешь себе отчет в грандиозности задачи, поставленной перед собой археологами.
История Трои, как было сказано, насчитывает 5,5 тысяч лет, из которых 3,5 тысячи – это непрерывная история сменявших одна другую цивилизаций. То, что все мы более или менее запомнили из Иллиады Гомера, — Троянская война с ее Троянским конем, — это достаточно достоверное описание только одного краткого мига. Абсолютное большинство исторических событий, каждое из которых отражено в тех или иных экспонатах музея, абсолютно неизвестно публике.
В этом смысле музей, устроенный по последнему слову музейного дела, очень умело и тактично подсказывают посетителю, что к какой эпохе и культуре относится и с какими историческими деятелями соотносится.
Два слова об экспонатах, точнее сказать, об их провенансе. Большинство вещей перекочевало из раскопок Трои. Некоторая часть артефактов перевезена с раскопок другого древнего города, Париона, или передана археологическим музеем Стамбула.
Однако огромная часть сокровищ Трои, известных нам по многочисленным книгам как «золото Шлимана», была вывезена с места раскопок и разошлась по частным коллекциям и музеям. Турецкое министерство культуры и туризма предпринимает немалые усилия, чтобы вернуть их туда, где они и должны находиться, тем более, что теперь существует прекрасно оборудованный Музей Трои.
Есть примеры, когда эти усилия приносят результат. Так, Археологический музей Университета Филадельфии передал турецкой стороне некоторые золотые украшения, находившиеся в его коллекции.
Надо сказать, что кураторы из Музея Трои нашли эффектный способ представить эти сокровища. Луч света выхватывает золотое ожерелье, надетое на шею его предполагаемой «обладательницы», чьи контуры едва различимы. Так из тьмы веков в буквальном смысле слова проступают не только вещи, но и люди.
К сожалению, у нас было совсем немного времени, чтобы осмотреть музей: мы прямо-таки ворвались в него через несколько минут после официального закрытия, но хозяева сделали для нашей группы исключение.
Несомненно, в этот музей нужно возвращаться, тем более, что со временем его коллекция будет прирастать новыми экспонатами, благо их источник – под боком.
Это последний из серии репортажей о хождении за три моря в неизвестную Турцию. Благодаря любезной помощи «НТК «Интурист», организовавшей в содружестве с партнером Istantour очень интересный пресс-тур, мы за четыре декабрьских дня проехали более 1300 километров и побывали в таких местах, куда обычно не добираются туристы.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки
Спасибо, Ольга, за экскурсию..рассказали очень интересно. Действительно, совсем другая Турция.
Спасибо, Татьяна! Я в этой поездке еще раз убедилась в том, насколько интересней приезжать в любую страну не в туристический сезон. Так, незадолго до «другой» Турции открыла для себя «другой» Аликанте:
https://www.vsyasol.ru/pyat-prichin-pobyvat-v-alikante-v-mertvyj-sezon/2020/01/
Я тоже люблю ездить не «в сезон». В Турции не была…после Вашего репортажа желание появилось)..
Уже много лет с большим интересом читаю статьи и обзоры..готовлю блюда по рецептам Вашего блога. Спасибо, еще раз, что делитесь своими впечатлениями от поездок и встреч ..и вкусными рецептами:)
Татьяна, я польщена. В этом году моему блогу 10 лет. Первый юбилей. :)
Поздравляю!!! …и желаю процветания и благодарных читателей:)
…а я и не считала сколько времени с Вами)))
Большое спасибо, Татьяна! Читателей у меня довольно много, но таких, как Вы, всегда не хватает)).
Спасибо, Ольга:)