Книга «Аюрведа», вышедшая в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», имеет подзаголовок: «Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни». Не следует воспринимать словосочетание «тысячелетняя история» буквально. Первые упоминания аюрведы встречаются в «Ведах», то есть свыше пяти тысяч лет назад. Собственно, «веда», т.е. «знание» и составляет часть «аюрведы», другая часть слова обозначает «жизнь». Таким образом, аюрведа в самом общем смысле означает «знание о жизни».
Вот почему по-английски книга называется одновременно guidebook и cookbook, путеводителем и поваренной книгой. Российское издание книги называют первой на русском языке иллюстрированной энциклопедией аюрведы.
Аюрведическая кухня, основанная на этом знании, имеет одно большое достоинство и один большой недостаток. Достоинство заключается в том, что если вы проникнитесь сутью этого знания, то, безусловно, будете вести более здоровый образ жизни и полностью пересмотрите свое отношение к питанию. Недостаток, как часто бывает, является продолжением достоинства. Мало кто из современных людей готов в одночасье изменить образ жизни, даже если в итоге это способно продлить ему жизнь.
Потому что аюрведа — это, прежде всего, учение, которое, как всякое учение, строго отделяет правильное от неправильного. Оно основано на представлении о том, что в основе физического мира лежат пять элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.
Возникшая на многие эпохи раньше генетики, аюрведа как современная система не отрицает того, что все мы несем в себе гены. Но, с точки зрения аюрведы, главные отличия между людьми кроются не в структуре ДНК, а в том, что именуется словом «доша» — биологических силах человеческого тела и разума. В отличие от ДНК, дошу нельзя распознать научными методами, она проявляется в качествах человека и его поступках. Есть три доши, от которых, как трактует аюрведа, зависит уникальность каждого человека: это Вата, Питта и Капха. Часто человек обладает не одной, а двумя и даже тремя дошами в разных пропорциях. Важно распознать, какая из них доминирует.
Кстати, это можно сделать с помощью содержащегося в книге «Аюрведа» подробного теста.
Например, для Ваты характерны такие признаки – выбираю наугад, — как сухие и ломкие волосы, тонкий и костлявый нос, зубы большие и кривые, голос слабый, склонность к запорам, быстрые движения, переменчивое сексуальное влечение и переменчивый аппетит; такие люди не любят холод.
Ознакомившись с этим списком, который на самом деле куда длиннее, я поняла, что, Вата – не мой тип, хотя нелюбовь к холоду и быстрые движения – это обо мне.
Но если бы это была моя доша, то вот способы привести Вату в равновесие: придерживаться сбалансированной для Вата-типа диеты, есть в спокойной обстановке, заниматься созерцательной деятельностью и т.д. А почему собственно меня надо было бы приводить в равновесие? На этот вопрос мы тоже найдем ответ в книге. Попытки приспособиться к обыденной жизни или социальным нормам Питты и Капхи, утоление голода в период волнения и, вообразите, частые путешествия – все это раздражает Вату донельзя. Нет, определенно Вата – не мой тип.
Поэтому главы, касающиеся правильного питания Ваты, я могу пропустить. Аналогичным образом поступлю с предписанными для Ваты способами просветляющего голодания, благо книга содержит способы поголодать во благо просветления и очищения и для других дош, а именно Питты и Капхи.
Помимо любопытных сведений, касающихся учения аюрведы, энциклопедия содержит множество практических советов, которые не повредят никому, какой бы системы кто ни придерживался (включая полную бессистемность).
От некоторых рекомендаций, касающихся образа жизни, несомненно придет в восторг московская мэрия в ее нынешнем составе. Так, г-н Ликсутов мог бы несомненно подписаться под таким советом: «Ездите на малолитражном автомобиле или велосипеде, совместно используйте машину, ходите пешком и чаще передвигайтесь на общественном транспорте».
В свою очередь начинающим хозяйкам будет, например, полезно узнать, что для длительного хранения продуктов лучше всего подходят герметично закрывающиеся непрозрачные стеклянные контейнеры, а масел в пластиковой упаковке следует избегать. Также следует избегать употребления в пищу несочетающихся продуктов, таких, в частности, как апельсиновый сок и молоко. Аюрведа также не рекомендует употреблять во время еды холодные и газированные напитки, поскольку холодная жидкость подавляет пищеварительный огонь, а газированные напитки осложняют пищеварение.
Если по прочтении первой половины книги у вас сложится ощущение, что аюрведа слишком много всего запрещает, то вторая половина издания приятно удивит. Рецепты аюрведической кухни, приведенные здесь, весьма разнообразны и, что самое удивительное, не сводятся к классической индийской кухне. Я, например, с радостью наткнулась на рецепт из киноа, которое любят мои внуки.
Не ожидаешь встретить в аюрведической книге и рецепты супа из авокадо с огурцом и ракушек, фаршированных спаржей под соусом сабайон, не говоря уже о папильотках с весенними овощами и маринованным тофу. Жареный лосось в миндально-укропном соусе тоже, на первый взгляд, никак не ассоциируется с учением о Вате, Питте и Капхе.
Иными словами, просветления можно достигать с помощью этой книги двояко. Можно начать с начала и изучить основы аюрведы, изложенные легким и доступным языком. А можно начать готовить по аюрведическим рецептам, и если понравится, вернуться на более позднем этапе к самому учению. Или не вернуться, а просто продолжать готовить понравившиеся блюда.