Из Лефкадии я привезла не вино, а подушечку с лавандой. О том, что в Краснодарском крае производят отечественные мальбеки, гевюрцтраминеры и вионье, многие наслышаны, хотя мало кто их пробовал. Но вот лаванда…
Кубанское виноделие пока делает свои первые шаги, и судить об успешности этих шагов надо будет, вероятно, какое-то время спустя, когда первоначальные удачные опыты закрепятся в прочной традиции, на что нужны не годы, а десятилетия. Однако многое из того, что сопутствует производству вина, производит сильное впечатление.
В середине двухтысячных на Кубань потянулись люди с большими деньгами, заработанными за пределами Краснодарского края. Михаил Николаев, состояние которого Форбс в 2015 г. оценивал примерно в полмиллиарда долларов, был страховщиком и банкиром, а теперь на его виноградниках в Лефкадии 20 сортов винограда.
Поодаль от виноградников высажены трюфельные испанские дубы из Франции, и в будущем году надеются собрать первый урожай черных трюфелей, для поисков которых во Франции купили специальную собаку. Чистейшая природная вода подается с глубины 320 метров артезианского колодца. Старое, заросшее тиной озеро бывшего совхоза им. Фрунзе углубили, расширили и почистили, запустили туда элитные породы рыб. Стерлядей, белуг и осетров пока не трогают, дают им время освоиться и произвести потомство.
Потенциал почв для виноградников оценивал французский консультант Патрик Леон. Владелец строго ограничивает урожай винограда – не более 6,5 – 7,5 тонн с га. И винодельню сознательно делали относительно небольшую: 320 тысяч бутылок элитных вин в год. На другой винодельне в Саук-Дере семейная компания производит повседневные вина (2 млн бутылок в год).
А в Лефкадии, помимо вин, также производят сыры из коровьего и козьего молока; выращивают биологически чистые овощи и, как было сказано выше, — лаванду.
Для пополнения картины – позаимствую оборот у Гоголя – не было недостатка в собственном гастрономическом ресторане. Повар выписан из Риги, а продукты почти все местные, включая ароматные травы, которые растут прямо при входе в заведение. Камамбер прибыл с маленького хутора Орджоникидзе. Жареный кубанский камамбер подавали с песто из щавеля.
Прежде, чем рассказать о другом винодельческом хозяйстве, что мы посетили на Кубани, не могу не остановиться на трюфельных дубах.
Еще пару десятилетий назад считалось, что трюфель не поддается разведению. Сегодня благородный подземный гриб выводят даже в Австралии и в Китае; почему бы ему не появиться в Краснодарском крае?
В Лефкадию завезли мелколистные испанские дубы из Франции, корневая система которых заражена микоризой трюфельного гриба. Саженцы были высотой до 15-25 см; сейчас они выше человеческого роста, и их даже приходится подрезать, чтобы крона была гуще. Если присмотреться к фотографии, вы заметите вокруг ствола нечто вроде правильно очерченного круга. Это так называемый «ведьмин круг», образующийся вследствие того, что под землей грибница, развившаяся на корнях дерева, вытесняет сорняки.
Пока под землей незримо зреют кубанские трюфели, в Анапе в питомнике дрессируют трюфельную собаку. Через какое-то время ее подпустят к испанским дубам, и животное должно проявить свой нюх. Собака слегка подкапывает драгоценный гриб, но не пытается его съесть, зная, что хозяин вознаградит ее за ценную находку собачьим лакомством.
Винодельня Гай-Кодзор
При входе на винодельню Эдуарда Александрова «Гай-Кодзор» взгляд невольно останавливается на Tesla Model S. Здание шато проектировал архитектор Николай Переслегин, партнер архбюро Kleinewelt Architekten.
В общем все серьезно.
Недавно в винодельне посадили красный канадский клен, изображение которого будет символом вина, выдержанного в бочках.
Как в предыдущей винодельне, которую мы осматривали на Кубани, здесь все новое. Новые люди, новые шато, новая лоза, новое вино и новые традиции.
Пожалуй, старыми здесь можно считать только захватывающие дух виды – что твоя Тоскана, — но и эти виды в значительной степени облагорожены новыми хозяевами.
На скалистых плато, где разбиты молодые (с 2006 г.) виноградники, вина получаются очень минеральными. Упор делается на гренаш, вианье и ронские сорта винограда.
Винодельня, производящая 230 тысяч бутылок в год, изготовляет две линейки вин: ресторанную и магазинную. Из 10 вин у доброй половины нет шанса появиться в магазинах, их производят очень мало, говорит г-н Александров. Более трети объема всего вина продается в ресторанах.
Совладелец «Гай-Кодзор» утверждает, что производимое в его хозяйстве Вионье является эталонным для этого сорта вина на российском рынке: «Оно летнее, легкое, питкое; это минеральное вино без бочки. Еда не обязательна, это аперитивное вино».
На тридцатиградусной жаре, которая сопутствовала нашему визиту на винодельню, с этими словами было нетрудно согласиться.
Другое дело, что в Москве до наступления следующего лета на Вионье вряд ли потянет. Для нашего климата более подходит белое зимнее вино Руссан от «Гай-Кодзор», оно согревает и сочетается с белым мясом и сливочным соусом.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки
Ольга, упоминаемый Вами сорт винограда называется Вионье.
Гала, спасибо за бдительность. :)
De rien!
Ольга! Большое спасибо за статью и инфо о наших виноградниках! Вино трудно найти, а информацию о нем, еще труднее. Гай-Кадзор делает вина по новой технологии, без бочек. Мне очень нравиться! Желаю побольше писать про российские вина и отдельно написать статью про биовина и вина без держания в бочке! Живу на Аляске. С удовольствием приглашу Вас в гости, если будете в наших краях..
Геннадий, мне очень приятно получить Ваше послание. При случае обязательно займусь этой темой. На Аляске никогда не была, так что если вдруг окажусь, с удовольствием воспользуюсь Вашим приглашением.
Буду рад..+19075706575
Большое спасибо, Геннадий!