Под Новый год тайваньцы мерзнут. Температуры днем могут опускаться до 10 градусов тепла, что по здешним меркам равносильно морозам. Газета Taiwan Times печатает советы ветеринара, как уберечь домашних питомцев от лютой стужи. «Для собак и кошек на Тайване наиболее комфортными являются температуры от 20 до 30 градусов тепла», — говорится в статье.
Остров Тайвань находится в 150 километрах от материкового Китая на той же 25-й широте, что на другом конце света — Майами. Из-за высокой влажности вполне комфортные в иных обстоятельствах температуры действительно заставляют мерзнуть. При этом в домах нет центрального отопления. Лучший способ согреться – отправиться на один из более сотни ночных рынков, которыми славится Тайвань.
Не подумайте, что летом ночные рынки пустуют. Местный образ жизни таков, что люди по-настоящему много работают; по статистике процент работающих женщин даже несколько выше, чем мужчин. К тому же тайваньские дома и квартиры маленькие, готовить не только некогда, но и особенно негде. После трудового дня семьи отправляются на ночные рынки.
Этот тайваньский образ жизни также очень удобен для иностранцев, приезжающих на остров в командировку. Весь день можно заниматься делами, а вечером отправиться на ночной рынок. Так, собственно, и поступал мой муж, который недавно вернулся с Тайваня и привез мне не только китайские специи, но и впечатления и фотографии.
Особенно многолюдны ночные рынки в канун китайского Нового года. Изображение желтой свиньи, символа нынешнего Нового года, встречается на каждом шагу. Но кому дело до стилизованной свиньи, если нежнейшая свинина на уличном лотке источает непередаваемые ароматы аниса, гвоздики и других восточных специй!
На крюках висят нарядные, как новогодние игрушки, жареные утки. На углях шкворчит пойманный в этот же день гигантский кальмар. Куры маринуются в соевом молоке, прежде, чем их опустят в кипящее масло. Горы жареных, вареных, пареных внутренностей всех мыслимых животных ожидают своего часа быть съеденными, и в этом своем стремлении они явно не будут разочарованы.
Гаргантюа нужно было родиться не во Франции, а на Тайване, где ночное обжорство есть едва ли не самое почетное занятие (кроме работы, пожалуй).
«Он до смерти работает, до полусмерти ест», — можно было бы сказать о тайваньце, слегка перефразируя знаменитые строки Некрасова. Несмотря на то, что на Тайване производят один из лучших в мире виски, Kavalan, островитяне в целом достаточно равнодушны к спиртному, но зато очень не дураки поесть. Даже бизнес (Тайвань – столица мировой микроэлектроники) ведется не столько в переговорных комнатах корпораций, сколько за обедом; именно так заключаются многомиллиардные сделки между тем, как палочки участников переговоров выхватывают с тарелок аппетитные кусочки «сяочи».
«Сяочи» — это тайваньские закуски, количество которых подобно звездам на черном небе субтропического острова.
Все китайцы, и те, что живут на континенте, и те, что бежали от коммунистов на остров Тайвань и знать не желают своих сородичей (если только речь не идет о бизнесе), обладают неистребимой страстью к еде. Тайваньская кухня отличается тем, что она подобна кипящему котлу, в котором смешиваются ароматы и вкусы всех колонизаторов, которые когда-либо правили островом, — от голландцев и испанцев с португальцами до японцев. Основу же составляют рецепты кухонь Южного Китая (фуцзяньская, хакка). Все это дает совершенно удивительные результаты.
Одним из фирменных блюд Тайваня является «вонючий тофу». Запах сильно ферментированного тофу, который обжаривают в масле, перебивает все прочие ароматы и запахи ночного рынка, как в иных кварталах Амстердама — характерные запахи травки. Приятным запах «вонючего тофу» не назовешь, но островитяне убеждены в том, что вкус у него деликатесный. И кто их за это осудит? Мы недавно были в Норвегии, там любят довести треску до состояния полураспада, прежде чем наслаждаться ею. О вкусах не спорят, но с ними очень интересно знакомиться.
Поздним вечером в столице острова, Тайбэе, можно увидеть внушительную очередь: это горожане выстроились к лотку продавца устриц. В отличие от Европы и Америки, тайваньцы предпочитают есть устриц не сырыми, а в составе тайваньского омлета. В омлете также присутствует батат для придания ему сладкой нотки.
Вообще тайваньцы жуткие сластены, и, конечно же, всевозможные сладости – от мириад дешевых конфет в блестящих обертках до самых диковинных печений и рисовых шариков мочи, обсыпанных кунжутными семечками, составляют неотъемлемую часть предновогоднего меню на ночных рынках.
В городе Синьчжу, который отделяет от Тайбэя получасовая поездка на скоростном экспрессе, самый большой ночной рынок раскинулся на много кварталов вокруг главного даосского храма. Под Новый год внутренности храма переливаются огоньками стилизованных под елки пирамид. Каждая лампочка зажжена на деньги конкретного прихожанина, загадавшего желание на Новый год. А сразу за пределами храма начинается рынок, ароматы которого беспрепятственно проникают под своды молельного дома, щекоча ноздри разрисованных деревянных стражников, призванных отгонять злых духов.
Молятся и едят бок о бок, и это, по-видимому, нисколько не оскорбляет ничьих религиозных чувств.
Вот чего вы не найдете на ночных рынках, это продуктов и специй. Ночью люди только едят. Для покупок существуют утренние уличные рынки. Здесь тоже имеется немало интересного для приезжего.
Где вы еще увидите такие баклажаны, настолько тонкие и извилистые, как если бы их пропустили через гигантскую мясорубку?
Можно часами бродить вдоль лотков, разглядывая разноцветные тропические фрукты, названия которых вам неизвестны, как, впрочем, и их вкус. При этом никто не хватает вас за рукав, не требует купить у них, а на попытки фотографировать, которые в континентальном Китае, как правило, вызывают откровенную враждебность, здесь реагируют с улыбкой.
Наступающий лунный год желтой свиньи на Тайване считают удачным для дел и семейных отношений. С чем я всех нас и поздравляю.