В английском алфавите 26 букв, в Сан-Диего в районе Малая Италия 22 улицы названы именами деревьев. Они располагаются строго в алфавитном порядке от A (Ash, ясень) до W (Walnut, грецкий орех) за вычетом буквы V, для которой в городе по какому-то недоразумению не нашлось соответствующего дерева.
Таким образом, если сегодня шагать по Малой Италии с юга на север, разглядывая таблички поперечных улиц, идущих с востока на запад, можно познакомиться с названиями малой доли деревьев, произрастающих в Сан-Диего.
Общее число пород деревьев в городе на границе с Мексикой превышает 500, причем абсолютное большинство из них не являются местными.
Не будет особым преувеличением сказать, что второй по величине город Калифорнии представляет собой крупнейший в штате, а, может быть, и в Америке ботанический сад.
Я, разумеется, имею в виду не собственно ботанические сады, а городские улицы и площади — тот ландшафт, на который горожане не просто любуются, а среди которого живут.
Этим своим удивительным качеством Сан-Диего обязан одной скромной женщине по имени Кейт Сэшнс.
В округе Сан-Диего принято говорить, что здесь вырастет все, что угодно, стоит только добавить немного воды. Но именно по причине нехватки воды прибрежные районы Южной Калифорнии, какими их создала природа, — это пустыня.
Современная цветущая Калифорния — не природное, а рукотворное чудо.
Когда сегодня прогуливаешься среди исполинских фикусов в Банкерс-Хиллз в Сан-Диего, невозможно себе вообразить, что сто лет назад здесь ничего не росло.
Локальное чудо Сан-Диего началось в 1892 году, когда садовод Кейт Сэшнс договорилась с городскими властями о том, что она создаст питомник деревьев, для каковой цели ей были выделены 30 акров земли. По условиям контракта Кейт обязалась ежегодно высаживать по сто деревьев на территории того, что сегодня является гордостью Сан-Диего, парка Бальбоа, которая в то время была покрыта неказистым кустарником, и где во множестве водились койоты и гремучие змеи.
Между тем Сан-Диего готовился принять гигантскую международную выставку Панама-Америка 1915 года, благодаря которой, как теперь очевидно, провинциальное поселение на крайнем юго-западе Калифорнии стало, как гласит его девиз, «Лучшим городом Америки». Сердцем и мотором выставки стал парк Бальбоа. А «Матерью парка Бальбоа» потомки объявили Кейт Сэншс, о чем в наши дни напоминает бронзовая табличка при входе в парк, где установлена статуя Кейт работы скульптора Рут Хэйворд.
По нынешним временам у Кейт Сэшнс нашлись бы не только горячие почитатели, но и суровые критики. Предполагается, что переселение растений из одной части света в другую не экологично; инвазивные сорта душат местные растения и деревья, и при определенных условиях могут стать причиной экологического бедствия.
Так произошло с австралийскими эвкалиптами, которые в Калифорнии во множестве высаживали из-за того, что они быстро росли и давали необходимый строительный материал для бурно развивавшегося после начала «золотой лихорадки» штата. Сейчас эвкалипты называют «самыми ненавидимыми» деревьями Калифорнии из-за того, что они, как никакие другие деревья, способствуют распространению лесных пожаров.
С эвкалиптами связана и другая местная неприятность. Когда на Южную Калифорнию налетают шквалистые ветра Санта-Ана, они вырывают с корнем гигантские эвкалипты, которые в прямом смысле слова не могут укорениться в чужой почве, что при исполинском росте делает их легкой добычей стихии. Так произошло в феврале, когда в парке Бальбоа повалило три десятка эвкалиптов, как будто ветра специально на них охотились.
Но эвкалипты появились в Калифорнии задолго до того, как Кейт Сэшнс устроила свой питомник. А вот благодаря ее усилиям Сан-Диего обзавелся, например, жакарандой: ее лиловые цветки снискали этому выходцу из Южной Америки звание официального дерева Сан-Диего.
Кейт была первой, кто стал разводить в городе бугенвиллею.
Магнолии, королевские пальмы, гигантские фикусы и все те деревья, именами которых названы улицы в Малой Италии, — тоже в прямом смысле слова ее рук дело.
При этом, будучи ученой, Кейт Сэшнс прекрасно понимала значение местной калифорнийской растительности. Ее любимым детищем стал Сад кактусов и сукулентов, разбитый в парке Бальбоа (как известно, каждый кактус является сукулентом, но не каждый сукулент – кактус). Сегодня этот сад несколько запущен, привлекая больше бродячих кошек, чем посетителей, что совершенно несправедливо. Кактусы, посаженные Кейт, разрослись подобно лесу, в котором яркими пятнами пламенеют опунции со съедобными алыми плодами.
150 лет назад леса занимали менее 1% площади округа Сан-Диего. Сегодня только в городе Сан-Диего на полтора миллиона жителей приходится 300 тысяч деревьев, или 13% территории. Из чего следует, что в жаркий калифорнийский день все население города может при желании укрываться в тени их крон. Согласно принятому мэрией плану, к 2035 году деревья будут занимать более трети площади Сан-Диего.
Ссылка по теме:
https://www.sdjewishworld.com/2010/05/13/san-diegos-historic-places-kate-sessions-around-the-town/