В столице Астурии есть специальное слово для дождя: «орбайо» (orbayo). Так называют не обычный дождь, а мелкую водную взвесь – будто брызги от фонтана, — которая висит в воздухе и облепляет лицо, руки, одежду. Благодаря «орбайо» город Овьедо известен как «город под зонтиком». В Старом городе даже есть площадь имени зонта. Самое интересное, что «орбайо» не мешает вам получать удовольствие от Овьедо. Я бы даже сказала, что дождик очень к лицу этому городу.
Когда с горы, расположенной за железнодорожным вокзалом, сползает туча, и город напитывается дождевой влагой, листья магнолий в городском парке и вдоль центральной улицы Урия принимаются блестеть, будто их воском натерли. Мраморный тротуар отвечает магнолии встречным блеском, и в нем отражаются и танцуют разноцветные огоньки уличной рекламы. Влажный воздух напитан озоном, и ваша кожа с благодарностью откликается на эту заботу.
Наверное, косметическим магазинам в Овьедо непросто зарабатывать на жизнь: крем для ухода за кожей здесь явно ни к чему.
Еще Овьедо называют сонным городом. Как писал один испанский автор, «героический город Овьедо наслаждался сиестой», и действительно после кипящего энергией Мадрида столица княжества (так официально именуется историческая область Астурия) кажется немного заторможенной. В баре мы спросили пароль для Wi Fi (испанцы смешно произносят: «вифи»). Бармен отвечает: «По воскресеньям мы закрываемся, чтобы отдохнуть». Мы еще раз переспрашиваем. Парень твердит свое: «В воскресенье мы закрываемся…» Видя, что мы его не понимаем, он набирает в моем iPad: eldomingocerramospordescanso. Оказывается, вся эта длинная фраза слитно – это и есть пароль Wi Fi.
Точно так же, как мелкий дождик, замедленный образ жизни очень к лицу Овьедо. В некотором смысле это самый испанский город Испании, хотя такой Испании мы себе совершенно не представляем. Здесь нет буйной южной природы, ослепительного солнца, здесь нет даже моря, хотя Бискайский залив находится менее чем в 30 км. Архитектура некоторых улиц Овьедо напоминает ирландский Дублин, и точно так же окружающие город зеленые холмы и поля с пасущимися на них рыжими коровами – точь в точь Ирландия. Да, астурийцы происходят по прямой линии от кельтов, и сходство с Ирландией – не только внешнее.
И в то же время это – самая «испанская» Испания, потому что княжество Астурия – единственная область страны, которая не была завоевана маврами. В 722 году астурийской король Пелайо в битве при Ковадонге разгромил войско мавров, и с этого момента началась растянувшаяся на 8 веков реконкиста, т.е. отвоевание испанских земель.
Мы не смогли отказать себе в искушении поселиться в Овьедо в отеле Reconquista. Гостиница размещается в просторном здании XVIII века, которое когда-то служило приютом для бедных. В наши дни в отеле останавливается наследник испанской короны, принц Фелипе Астурийский, когда раз в год приезжает в Овьедо вручать премию своего имени. В испаноязычных странах эта премия считается аналогом Нобелевской.
В те дни, что мы жили в гостинице, в ней находились члены жюри, и в газетах писали, что они вот-вот вынесут решение по кандидатуре лауреата премии в области борьбы за мир. По утрам, отправляясь на завтрак, мы видели пожилых мужчин в костюмах, которые, обложившись бумагами, что-то тихо обсуждали в гигантском холле отеля.
На месте испанского принца я бы приезжала в Овьедо чаще. Если огромный Мадрид – величественная декорация былого величия испанской короны, то столица Астурии – изумительно красивый город человеческих размеров (население всего 225 тысяч), в котором органично сочетаются старинные дворцы и соборы с самыми современными удобствами XXI века.
Каждый год, когда подводят итоги конкурса на самый чистый город Испании, Овьедо неизменно занимает первое место. На площади Фонтан в Старом городе мы бродили по уличному рынку, затем пошли пообедать. Выходим из ресторана – на мостовой ни следа от палаток, и только маленькая уборочная машинка накручивает круги вокруг бронзовой скульптуры рыночной торговки.
Разумеется, рассказ об Овьедо не может обойтись без упоминания этой запоминающейся привычки «оветенсе» (так называют жителей Оведо) – украшать свой город множеством бронзовых и мраморных скульптур. Речь не о старинных памятниках, которых совсем немного, а о произведениях современных скульпторов, зачастую весьма знаменитых, вроде колумбийца Ботеро.
Самый известный из таких памятников – фигура Вуди Аллена неподалеку от театра Кампоамор, в котором вручают премии имени принца Астурийского. Бронзовый Аллен (он, кстати, — лауреат премии принца Астурийского) в натуральный рост идет по улице, как обычный прохожий. Я подошла к изваянию режиссера и обнаружила, что кто-то украл его бронзовые очки.
Между тем одна единственная фраза Аллена назвавшего Овьедо «дивным, необычным, восхитительным, чистым, приятным и тихим пешеходным городом» сделала для продвижения Овьедо в мире больше, чем кто-либо из ныне живущих.
В фильме «Вики, Кристина, Барселона» есть еще четвертый герой. Это город Овьедо, куда персонажи отправляются на несколько дней. Картина, на мой взгляд, не выдающаяся, но после нее Овьедо испытал настоящий взрыв популярности у туристов со всего мира, прежде всего, американских.
Правда, в те сентябрьские дни, что мы жили в городе, иностранных туристов было не заметно. Русскую речь слышали лишь единожды, в магазине: по разговору было ясно, что это русские женщины, которые постоянно живут в Овтедо.
Возвращаясь к монументальной мании «оветенсе», нельзя не упомянуть Culis Monumentabilis, или Монументальный Зад: четырехметровое изображение женских ног и ягодиц высечено в черном мраморе и красуется прямо на выходе из театра Кампоамор. Художественное значение этого монумента раскрылось мне не в полной мере, но памятник на наших глазах облюбовала какая-то рекламная фирма, снимавшая ролик для автомобилей Infinity. Внимательно присмотревшись, мы поняли, почему. Между контурами женского зада и логотипом компании прослеживается определенное сходство.
Странно заканчивать заметки о старинном городе на этом наблюдении, но размеры поста уже переросли всякие приличия. В ближайшие дни продолжу знакомить вас с теми сильными впечатлениями, которые оставила поездка в Астурию.