Один шаг маленькой чилийской девочки изменил представление человечества о своей истории. В Патагонии, неподалеку от города Пуэрто-Монтт, был найден окаменевший след ребенка, который, как установили ученые, оставлен 12,5 тысяч лет назад.
Для большинства из нас все эти тысячелетия – это лишь абстрактные цифры. Но дело в том, что господствовавшая до последнего времени теория заселения Америки (так называемая парадигма Кловиса) утверждала: люди в Западное полушарие пришли из Сибири через Берингов пролив (который тогда был не проливом, а частью суши), и произошло это 11,5 тысяч лет назад. После чего представители этой самой древней культуры Кловиса медленно заселяли Америку с севера на юг.
Но даже если бы пришельцы из Сибири передвигались не пешком, а летали на самолетах, в тот момент, когда они добрались бы до Чили, они застали бы там местных жителей, которые поселились на самом Юге Южной Америки как минимум за тысячу лет до того. Данный казус не опровергает парадигму Кловиса, он лишь добавляет к этому уравнению новое неизвестное: какая-то часть первобытного населения Америки пришла не через Берингов пролив, а откуда-то еще.
Впоследствии были сделаны новые открытия, которые датировали первое появление человека на территории современной Чили гораздо более ранней эпохой – 33.000 лет назад. Чили, таким образом, оказалась самым древним из известных мест обитания человека во всей Америке. Культуры инков, майя, не говоря уже об ацтеках, – это малые дети по сравнению с древностью цивилизации в Чили.
Было бы вполне естественно, чтобы в Чили существовал музей, который каким-то образом соответствовал этой, достаточно неожиданной для большинства наших современников ситуации. И такой музей действительно есть, это Чилийский музей доколумбового искусства (Museo Chileno de Arte Precolombino).
Он очень отличается от всех подобных музеев, что нам доводилось видеть в Латинской Америке, – от знаменитого Национального музея антропологии в Мехико до Casa Larco в Лиме, возможно, лучшего в мире частного собрания доколумбовой керамики Перу. Идея всех этих и им подобных музеев заключается в том, чтобы максимально полно представить историю собственных национальных культур. Мексика – это ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки и т.д. Перу – инки и доинкские цивилизации. Даже в маленькой Панаме имеется антропологический музей с наивным названием Музей панамского человека (Museo del Hombre Panameño), как если бы такой человек действительно существовал на заре человеческой истории.
Идея чилийского музея совершенно иная. Его экспозиция пытается объять все культуры, когда-либо населявшие Южную и Северную Америки и оставившие после себя материальные следы.
Несколько лет назад в Перу мы побывали в древнем городе Чан-Чан, столице исчезнувшей культуры Чиму, существовавшей до инков. И вот сейчас встречаю керамику из Чан-Чана в чилийском музее.
В Зале шедевров собраны лучшие экспонаты из всей коллекции музея. И удивительное дело: при всех отличиях, о которых лучше судить специалистам, они создают ощущение единой доколумбовой культуры, существовавшей в Западном полушарии до того, как его открыли для себя европейцы. В какой-то момент вы перестаете присматриваться к табличкам с пояснениями и просто получаете наслаждение от великих творений человеческого гения. Это, возможно, самое сильное впечатление, которое выносишь от посещения музея.
Другие залы разбиты по культурно-географическому принципу: от Мезоамерики до Карибов и Амазонии. Огромное информационное панно помогает посетителю соотнести различные культуры в разных регионах по эпохам, что само по себе очень занимательно, поскольку позволяет проследить, какие разные цивилизации существовали одновременно на гигантских просторах Америки, какие из них наследовали каким или вдруг без очевидной причины исчезали, как это, например, произошло с майя.
Скажем прямо, по богатству коллекций музей в Сантьяго-де-Чили заметно уступает своим более именитым конкурентам. Это особенно заметно в отношении керамики. Перуанский музей Casa Larco – результат подвижнической работы одного человека, Рафаэля Ларко, – хранит такое количество великолепных образцов керамики, что их приходится выставлять, как на складе, рядами на стеллажах. Но тут уж ничего не поделаешь: в Перу стоит капнуть, и из земли появится исторический черепок. В Чили такого богатого наследия нет.
Хотя, например, на севере Чили в раскопках найдены многочисленные следы пребывания инков, которые в своем безудержном стремлении к завоеванию мира дошли до горных районов пустыни Атакама. Между прочим, в музее выставлен великолепно сохранившийся кипу, или «компьютер инков» — огромная сеть узелков, заменявших инкам письменность. В этом конкретном кипу 586 веревок, разбитых на 10 секторов, каждый из которых вмещает 13 уровней информации, содержащих в общей сложности более 15 тысяч единиц информации. Смысл этой древнейшей базы данных до сих пор не расшифрован; предполагается, что это может быть опись налогов, которые инки взимали с местного населения.
Поскольку коллекция чилийского музея менее всего напоминает нагромождение древностей, каждый экспонат представлен по отдельности, и вы можете задержать на нем внимание. Можно не только часами рассматривать узоры на древних сосудах, но даже разглядеть какие-то курьезы.
Так, в одном из залов мы заметили резные деревянные палочки, отдаленно напоминающие рожок для обуви. В действительности это специальные приспособления, с помощью которых шаманы в Амазонии вызывали у себя рвоту. Прежде, чем начинать ворожбу, шаман избавлялся от всего лишнего, и уж затем одурманивал себя разного рода галлюциногенными субстанциями, чтобы впасть в транс.
Самое неожиданное впечатление от музея – это раздел, где представлена культура индейцев мапуче. Из всех доколумбовых культур, с которыми столкнулись испанские конкистадоры, именно чилийские мапуче оказали им наиболее яростное сопротивление (до прихода испанцев они так же мужественно сражались с инками). Сопротивление продолжалось три века подряд; испанцы методично выдавливали мапуче все дальше на юг, в сельву Патагонии и дальше, к ледяным торосам Магелланова пролива. Но жизненная сила мапуче оказалась такова, что этот народ не полностью ассимилировался до сих пор.
В одном из залов вы замираете перед собранными в группу деревянными изваяниями. Это что-то вроде кладбища мапуче. Каждому деревянному идолу соответствует один дух ушедшего в небытие индейца.
Мне эта скульптурная группа напомнила тотемы, которые вырезали из цельного дерева канадские индейцы и которые выставлены в великолепном музее истории в Оттаве. Наверное, это очень дилетантское сравнение. Но мне оно ценно тем, что закольцовывает то впечатление единства древней культуры Америки, от Севера до Юга, которое мы вынесли, проведя несколько часов в Чилийском музее доколумбового искусства.
И последнее, что необходимо добавить, — это сам музей. Он размещается в колониальном здании бывшей таможни Сантьяго. Снаружи музей представляет собой довольно мрачный каменный куб, внешность которого не менялась с тех пор, как он был построен два века назад. А вот внутреннее пространство полностью преобразилось усилиями знаменитого чилийского архитектора Смиляна Радича (в Чили довольно многочисленна община выходцев из бывшей Югославии, в основном хорватов; Радич – серб по происхождению). Архитектор убрал скрипящие деревянные полы, заменив их черным гранитом, что само по себе создало драматический эффект, умело подчеркнутый освещением, благодаря которому древние экспонаты буквально парят в воздухе.
Поскольку Радич не мог особенно экспериментировать с самой структурой интерьеров здания, он углубился в землю и выстроил самое поразительное – зал доколумбовой чилийской культуры, который находится в подземном этаже.
Несомненно, работа Смиляна Радича превратила скромный до недавнего времени региональный музей в один из лучших музеев Латинской Америки.
Во время нашего путешествия по Чили нам посчастливилось подробно познакомиться с другой работой Радича – винодельней Vik, которая просто потрясает воображение. Тарелка инопланетян, приземлившаяся в горной долине, устланной зеленым ковром виноградников, — самое слабое, что можно сказать об этом фантастическом архитектурном проекте. В один из ближайших дней мы с вами туда и направимся.