На подъезде к Минас-де-Риотино придорожный рекламный щит извещает: «Добро пожаловать в колыбель испанского футбола». Вдоль дороги тянутся перелески пиренейских сосен, сжатые поля пшеницы с редкими оливковыми деревьями. Мы проехали из Уэльвы до Минас полтораста километров и нигде не увидели ни единого футбольного поля. Тем не менее, билборд не обманывает: в этой сельской глуши на Юго-Западе Испании действительно родился испанский футбол.
И если бы только футбол! Портал skyscanner.es назвал Минас «одним из самых магических мест» страны. Марсианские пейзажи, темно-красные воды реки Рио-Тинто делают эти края, пожалуй, одним из самых необычных мест на планете. Именно сюда приезжают эксперты НАСА моделировать условия жизни на Марсе и здесь же они испытывают марсоходы. Если на Марсе есть жизнь в какой-то форме, то она, вполне вероятно, напоминает бактерии, обитающие в Рио-Тинто.
Самое удивительное заключается в том, что люди изучали эти места, начиная еще с Бронзового века. Под слоем краснозема скрывались богатейшие запасы серебра, золота, меди, железа. Две тысячи лет назад эти богатства достались римлянам. Серебро Рио-Тинто финансировало расцвет искусств, строительство римских бань и театров и военные походы римских императоров.
Современное название одной из крупнейших в мире горнорудных компаний, англо-австралийской Rio Tinto, также происходит из этих мест. Англичане, пришедшие на берега Рио-Тинто в последней четверти XIX века, нашли здесь колоссальные запасы меди. На протяжении нескольких десятилетий эти копи давали больше меди, чем какое-либо другое месторождение в мире.
Но только сейчас, когда минеральные богатства Рио-Тинто практически исчерпаны, становится приблизительно понятно, насколько уникальными являются эти места.
Что общего между Древним Римом, футболом, марсоходами и уникальными бактериями, которые «питаются» железом и насыщают красные воды Рио-Тинто серной кислотой?
Мы провели почти целый день на берегах Красной реки, и я постараюсь как-то суммировать увиденное.
Поездка в бывший шахтерский городок Минас-де-Риотино началась с того, что как-то утром мы нашли рекламный листок на лобовом стекле машины. Мысль оставить пляж на берегу Атлантики, чтобы отправиться до заброшенной шахты и обратно за триста километров, не представлялась очевидной. Но мы еще в Москве для себя решили: если будет возможность махнуть на Рио-Тинто, это стоит сделать.
Забронировав по телефону места на восстановленном шахтерском поезде и введя в компьютер машины координаты музея Рио-Тинто, выступили в путь. Дороги в сентябре в этой части Андалусии пустынны, трасса и даже второстепенные сельские шоссе в прекрасном состоянии, и мы, не торопясь, проделали бы путь до Минас за полтора часа. Но за несколько десятков километров до цели пришлось совершить вынужденную остановку на фабрике хамона: неподалеку находится Хабуго – некоронованная столица испанских хамонов. Второй такой возможности прочувствовать хамон точно не будет, так что мы несколько отвлеклись от первоначального плана. О хамоне я напишу отдельно, а сейчас мы возвращаемся в «колыбель испанского футбола» в Минас.
Точной датой первого футбольного матча в Испании можно считать 1873 год, но играли тогда не испанцы, а англичане. В этом году британская компания купила месторождение на берегу Рио-Тинто, и сотрудники компании в свободное от работы время принялись гонять мяч по вечнозеленой испанской траве.
Пройдет почти полвека, прежде чем испанские служащие Rio Tinto создадут собственную команду, а затем и собственный клуб. Вскоре эта забава превратится в общенациональный вид спорта, чтобы впоследствии стать едва ли не главной страстью испанцев, далеко оставляя позади корриду.
На этом футбольная часть истории Минас-де-Риотинто заканчивается, но открывается гораздо более интригующая, на мой взгляд, история.
Первые серьезные разработки месторождений на берегах Красной реки (tinto по-испански «красный») относятся примерно к 750 г. до н.э. Серебряные и золотые копи привлекли внимание финикийцев, которые разнесли весть о них по всему Средиземноморью. Вслед за финикийцами сюда, как было сказано, пришли римляне. Арабы, захватившие Испанию в 8 веке н.э., большого толка в горном деле не знали, но использовали минералы в отвалах копей для производства натуральной краски.
Испанская корона открыла для себя месторождение в середине XVI века, однако только с приходом англичан тремя веками позже производство началось всерьез.
Минас-де-Риотинто – это все, что осталось от когда-то огромного предприятия. На компанию в период расцвета работало свыше 20 тысяч человек. Они жили в нескольких поселках, которые с закрытием шахт лишились источника и смысла жизни. О компании напоминают музей, восстановленный отрезок железной дороги и совершенно нереальный марсианский пейзаж на многие километры вокруг.
Большой и хорошо оснащенный, музей рассказывает об истории Риотинто с античных времен. Особое впечатление производит посещение восстановленной римской шахты: ты идешь по узкому вырубленному в скале проходу, который становится все уже и ниже, и кажется, что вот-вот для того, чтобы продолжать двигаться вперед, придется встать на четвереньки. Вот в этот момент за поворотом появляется свет, и ты выходишь в просторный зал музея.
Что пройдет, то станет мило. Пожелтевшие фотографии управляющих Riotinto в пробковых шлемах, интерьеры домов англичан, которые жили обособленно, не смешиваясь с местным населением, старинная техника и начищенные до блеска латунные таблички с первых паровозов компании… Чтобы иметь возможность вывозить руду с месторождений, англичане в рекордные сроки, за два года, построили железную дорогу до порта Уэльвы. Сейчас от этой дороги осталось 12 километров путей, по которым возят туристов на восстановленном для этой цели шахтерском поезде.
Выйдя из музея, мы отправились на заброшенную медную шахту. Гид едет впереди на своем джипе, за ним, вытянувшись в колонну, следуют на своих машинах участники экскурсии. Со стороны эта вереница машин, продвигающаяся по безжизненным, выбеленным солнцем улицам бывших шахтерских поселков, производит, наверное, странное впечатление: будто марсиане высадились в Минас.
Сравнение с марсианами взято не с неба. Такие пейзажи, которые мы видели по дороге, мало где встречаются на планете и действительно напоминают марсианские. Настолько, что НАСА испытывает на берегах Рио-Тинто марсоходы. Три года назад Европейское космическое агентство испытывало здесь новый скафандр. «Риотинто — почти полный аналог Марса для испытания технологий», — заявил тогда газете El Mundo координатор проекта Europlanet Фелипе Гомес.
Бывшая медная шахта Пенья-де-Йерро восстановлена не для подобных экспериментов, а в туристических целях. После того, как вы проходите несколько сотен метров шахтерского горизонта в почти полной темноте, глазам предстает фантастическое зрелище. Вы оказываетесь в кратере, дно которого заполняет озеро цвета насыщенного раствора марганца, а вокруг, над головой, стены вырубленной в скале шахты всех цветов радуги. По этим цветам можно судить, какая руда здесь была. Например, ярко-оранжевый цвет – это порода, содержащая золото. В лучшие времена в такой породе содержалось по нескольку граммов драгоценного металла на тонну. Сейчас шахта полностью истощена, добыча в ней нерентабельна.
Англичане, владевшие месторождением восемь десятилетий, ушли из Риотинто в пятидесятые годы. Еще какое-то время работы на шахтах продолжались, но в семидесятые годы были полностью приостановлены.
Но марсианские пейзажи – не все, что осталось от разработок. Такого же марганцевого цвета, как вода в затопленной шахте, течет среди холмов река Рио-Тинто. Именно она представляет собой главную загадку этих мест. Об этой загадке мы поговорим в следующем посте.