Приготовление пищи, оказывается, гораздо более древнее занятие, чем было принято считать до сих пор. Хомо эректус научился готовить еду на костре почти два миллиона лет назад. Ранее самой древней стоянкой человека считалось кострище, найденное в Израиле, его возраст — 790 тыс. лет.
Какое это отношение имеет к нам? А такое, что, благодаря столь давним навыкам приготовления пищи, мы сегодня имеем относительно небольшие зубы и тратим на процесс приема пищи лишь 5% от времени, что мы бодрствуем. В отличие от нас ближайший родственник человека, шимпанзе, имеет здоровенные коренные зубы и затрачивает на питание более трети своей жизни.
Собственно сравнение размера зубов на эволюционном древе — обезьяны, приматы, человек – и привело исследователей из Гарвардского университета к выводу о том, что Хомо эректус научился тепловой обработке пищи примерно 1,9 млн лет назад. Газета The Guardian приводит слова участника исследования гарвардского биолога Криса Органа: «Процесс приготовления пищи сам по себе – часть нашей биологии, это означает, что мы биологически адаптированы к готовке».
Логика очень проста. Как только тепловая обработка позволила сделать пищу более мягкой, отпала нужда в том, чтобы непрерывно ее жевать. В процессе эволюции зубы у будущих людей уменьшились, а время, которое раньше было занято пережевыванием, наши предки стали употреблять более осмысленно.
Таким образом, научившись готовить, человек оставил себе время на то, чтобы думать. Некоторые из нас с удовольствием пользуются обоими плодами эволюции. Да и то сказать: стыдно не уметь готовить, если даже Хомо эректус умел.