В советские годы у маститых писателей (композиторов, художников) под занавес интервью было принято спрашивать об их творческих планах. Писатель (композитор, художник) по закону жанра скромно отвечал, что лучшее его произведение еще впереди. Совершенно не думала, что этот неписаный закон распространяется на французские вина.
Прошедшая на днях в Москве дегустация бордо Grand Cru 2012 года завершалась констатацией: лучшие бордо будут созданы завтра.Так скромно выразился президент Союза Гран Крю де Бордо Оливье Бернар. Несмотря на санкции, мсье Бернар в сопровождении большой группы членов Союза Гран Крю де Бордо (чуть было не написала … писателей) прибыл в Москву, как последние два десятилетия члены вышеозначенной организации имеют обыкновение делать один-два раза в год.
Россия все еще является достаточно существенным рынком для лучших бордосских вин, что и объясняет появление французских виноделов в столичном музее Церетели.
Тем самым гости из Бордо продемонстрировали, что не склонны обращать особого внимания на политическую погоду, чем они сильно отличаются от творчества г-на Церетели, которое расцветает только при совершенно определенных политических условиях.
Вот от чего сильно зависят виноделы, это от погоды в прямом смысле слова. Миллезим 2012 года, который французы привезли дегустировать в Москву, не войдет в историю великих вин Франции, равно как миллезимы 2011 и 2013 годов. Как заметил мсье Бернар, «виноделы, получив выдающиеся милезимы 2009-10 годов, были настолько впечатлены этим успехом, что решили: последующие будут также очень хорошими». Однако природа, философски добавил глава Союза Гран Крю де Бордо, всегда вносит свои коррективы: «Природа напомнила, кто здесь главный».
Тут, впрочем, требуется уточнение. Виноделие Бордо, по справедливому замечанию г-на Бернара, представляет собой пирамиду, в основании которой находятся ординарные вина по 2-3- евро за бутылку (и которые, добавлю от себя, к сожалению, либо вовсе не попадают в Москву, либо продаются по ценам Гран Крю). Всего в Бордо имеется 10 тысяч винодельческих шато, но лишь 300 из них претендуют на высокое звание Гран Крю. Они и образуют собой верхнюю часть пирамиды бордосских вин. Чуть менее половины из этих шато (130) входят в Союз Гран Крю де Бордо.
Вот эти господа и дамы, помимо того, что производят хорошие и очень хорошие вина, заняты тем, что постоянно путешествуют по всему платежеспособному миру, пропагандируя свою продукцию. Сам президент Союза тоже винодел, ему принадлежит шато Domaine de Chevalier на левом берегу реки Гаронны.
Мне единожды довелось побывать в Бордо и поездить по виноградникам. Местная география достаточно проста. Левый берег – терруар каберне совиньон, правый берег с его известняковыми почвами идеально подходит для производства мерло. Хотя существует несколько великих вин, произведенных из 100% одного сорта винограда, большая часть Кран Крю бордо представляет собой смесь разных сортов винограда. Собственно это и позволяет достигать той сбалансированности, или равновесия, которые считаются одной из сильных сторон этих вин.
Несмотря на то, что Бордо расположен на 45-й параллели (как наш Краснодар), в климатическом отношении это не идеальный терруар: «Бордо никогда не был избалован солнцем», — говорит Оливье Бернар, что, с другой стороны, позволяет бордосским винам становиться «элегантными, сложными, с насыщенным вкусом».
Хотя миллезим 2012 года относится к «проходным», вина, которые я попробовала на дегустации, вполне отвечали этим характеристикам. Могу отметить красные вина от шато Lafon-Rochet, красные же от шато, носящего имя Папы римского Клемента (Pape Clement), и Smith Haut Lafitte, а также белые из шато Bouscaut.
Впереди, как было сказано выше, нас ждут новые приятные сюрпризы, к числу которых относится, по оценке мсье Бернара, миллезим 2014 года.