Вся Соль — кулинарный блог Ольги Баклановой

«Рабы салата»

У привычки современного человека есть круглый год свежие овощи и фрукты есть очень неприятная обратная сторона.Большинство из нас старается не задумываться о том, какой ценой попадают к нам на стол зимние помидоры, салат или клубника.

Это сделала за нас журналистка британской газеты The Guardian Фелисити Лоуренс. Ее видеорепортаж из южной Испании назван «Рабы салата», и он производит сильное впечатление.

Буквально в километре от знаменитых курортов Коста-дель-Соль начинаются гигантские угодья теплиц, размах которых можно оценить только с самолета. Здесь производится значительная доля овощей и зелени, которую на протяжении зимы потребляет вся северная Европа, включая и Россию. Годовой оборот этого бизнеса нешуточный, 2 млрд евро. По экспертным оценкам, весь этот гигантский урожай убирают до 100 тысяч нелегальных иммигрантов, преимущественно из Африки, а также в последнее время из Восточной Европы.

Фелисити Лоуренс побывала в бараках, по-испански chabolas, из фанерных щитов и жести, в которых в жуткой скученности, без электричества и водопровода живут батраки. У большинства из них нет разрешения на работу в Испании, стало быть, как только хозяину теплиц они перестают быть нужными, их можно в любой момент депортировать на родину. Другое дело, что такая рабская работа позволяет выживать сотням тысяч человек в Африке, которые без этих случайных заработков умерли бы с голода. В репортаже беженец из Гамбии говорит, что деньгами, которые отсылает на родину, он поддерживает более тридцати родственников.

И все же это настоящая работорговля, как в 16 веке. И как пятьсот лет назад, в ней участвуют не только европейцы, но и земляки самих рабов. Марокканский нелегал говорит англичанке: для того, чтобы пересечь Гибралтарский пролив, марокканские контрабандисты взяли с него 1 тысячу евро. Это стандартная такса. Помножьте число сельскохозяйственных батраков в Испании на эту тысячу, получите 100 миллионов евро. Африканские контрабандисты, таким образом, — в «доле» с добропорядочными испанскими фермерами, поставляющими к нашему столу помидоры.

Как справедливо написал мне в комменте к новости об итальянских помидорах блогер Алексей Онегин, зимние помидоры – это «не продукт, а узелок на память о том, что сезонное питание не с потолка придумали».

И последнее. Свежую зелень, которой проиллюстрирован этот пост, я снимала в январе на рынке в испанской Валенсии. Не знаю, в каких условиях она произведена, надеюсь, что не в теплицах Коста-дель-Соль.

«Рабы салата»
5 | Голосов: 1
Exit mobile version