ВВП государства Сальвадор в Центральной Америке составляет чуть менее 25 миллиардов долларов. Стоимость новейшего урбанистического проекта Hudson Yards на Манхэттене составляет немногим более 25 миллиардов долларов. Комплекс жилых зданий, магазинов и самых необычных арт-объектов открылся полгода назад, 15 марта с.г. Оказавшись впервые в Нью-Йорке, мы не избежали искушения посмотреть на все это своими глазами.
История успешного проекта начиналась с неудачи. Нью-Йорк подавал заявку на проведение летней Олимпиады 2012 года, но в итоге занял предпоследнее место (последнее место тогда досталось Москве). Оказалось, впрочем, что обидное для имиджа города фиаско обернулось большой удачей, преобразившей Нью-Йорк.
Пока шла подготовка к голосованию Олимпийского комитета, городские власти выделили участок для строительства нового стадиона на месте железнодорожного узла на берегу Гудзона. Когда из Лозанны пришли неутешительные вести, отцы города задумались о том, как воспользоваться этой ситуацией на пользу горожанам. В итоге Нью-Йорк обзавелся фантастическим новым культурным пространством, которое называется Shed («Депо»). Вице-мэр Нью-Йорка назвал Shed «самым масштабным культурным стартапом всех времен».
Речь идет о гигантском складном – в прямом смысле слова – зале, накрытом мобильной крышей. Эта крыша может выезжать на расстояние, равное длине зала, увеличивая его вместимость вдвое.
Инженерное решение выглядит очень просто: крыша опирается на своего рода шасси; высота каждого такого колеса – с человеческий рост (проверено на себе). Механизм приводится в движение с помощью электромотора мощностью всего в 180 л.с., как у не самого большого городского автомобиля, и этот мотор легко перемещает по рельсам многотонную махину, которая, впрочем, издалека выглядит очень воздушной, благодаря применению самых современных материалов. Обратите внимание на стилистическое единство проекта: «Депо», построенное на месте настоящего железнодорожного депо, сжимается и расширяется, используя для этого рельсы.
Задней, неподвижной стеной Shed служит стена небоскреба – это жилая башня, одна из самых дорогих в городе, цена квартир здесь начинается от 10 млн долларов. К денежной стороне проекта мы еще вернемся чуть позже.
Архитектор Элизабет Диллер рассказывала в интервью CNN, которое я успела посмотреть дома перед поездкой в Нью-Йорк, об идее проекта: предоставить пространство для самых разных видов и родов современного искусства – от живописи и скульптуры до концертов, инсталляций и спектаклей. По отдельности каждое из этих искусств имеет собственные центры, но собрать их под одной крышей пока никто не пытался.
Одним из первых концертов, состоявшихся в новом комплексе, стало выступление Бьорк. В тот день, когда мы побывали в Hudson Yards, никаких представлений и выставок не было, что позволило без спешки рассмотреть это удивительное сооружение.
То, что делает Диллер, это не столько архитектура, сколько именно создание общественных пространств. Так, прежде, чем преступить к «Депо», она превратила в парк заброшенную ветку железой дороги, где прямо на шпалах высажены деревья и кустарники. Сейчас парк High Line представляет собой удобную обзорную площадку для того, чтобы оценить масштабы следующего проекта: Shed. Но он используется и сам по себе. Не так давно здесь состоялся концерт с участием тысячи музыкантов, которые расположились по цепочке длиной в одну милю. Посетители могли гулять по парку, слушая непрерывно исполняемую композицию, растянутую во времени и пространстве.
В Москве, архбюро Элизабет Диллер участвовало в создании парка Зарядье. Как не без иронии вспоминала Диллер в интервью CNN, техзадание от столичных властей, по ее словам, предполагало, что в парке не должно было быть слишком много места для того, чтобы там собирались большие толпы народу. В Нью-Йорке мэрия никакого техзадания не выдавала, так что архитекторам пришлось ориентироваться на собственные представления о прекрасном. Одна из идей заключалась в том, что большая часть того, что будет происходить в «Депо», должна быть либо полностью бесплатной, либо доступной по ценам всем жителям города.
Shed вызвал в Нью-Йорке почти единодушные восторженные отзывы, хотя большинство комментаторов считают нужным подчеркнуть контраст между социально значимым новым культурным объектом и миллиардерским «запретным городом», посреди которого это пространство сооружено. Действительно, билеты на концерт по 10 долларов там, где по соседству можно сделать стрижку за 800 долларов, достойны удивления. Когда-то советские газеты любили называть Нью-Йорк «городом контрастов», сегодня об этом не устает напоминать американская либеральная пресса.
«Shed подобен очень щедрому подарку ко дню рождения от богача, который украл твою жену», — пишет New York Times. В другой статье приводился такой образ: 99,9% ньюйоркцев никогда не смогут позволить себе жить в Hudson Yards, покупать в магазинах Hudson Yards и ужинать в ресторанах Hudson Yards; «Депо» отчасти восстанавливает эту несправедливость.
Коль скоро речь зашла о справедливости, то она требует признать: Shed – не единственное общественное пространство, доступное самой широкой публике в Hudson Yards, а цены в магазинах и ресторанах здесь необязательно выше, чем в других районах Манхэттена. Мы изучали Hudson Yards в течение почти целого дня, так что в следующем репортаже из Нью-Йорка мне еще будет чем поделиться с вами. В частности, мы вместе прошагаем по всем 2500 степеням Vessel — самого удивительного и самого нового арт-объекта Америки, который внешне напоминает мусорную корзину цвета розового золота и обошелся девелоперам в 200 миллионов долларов.