В конце XIX века главным мировым экспортером какао был Эквадор, страна, которую мы сейчас знаем как основного экспортера бананов. Но потом плантации какао были поражены болезнью Escoba de la Bruja, или «метла ведьмы». Эта «метла» вымела две трети плантаций.
С тех пор эквадорцы утратили свою лидирующую роль в экспорте какао-бобов, однако качество эквадорского какао удалось восстановить. После эпидемии в страну завезли деревья из Венесуэлы; они более устойчивы к болезням, но вкус их бобов не столь тонкий, как у эквадорских автохтонных сортов.
Между тем в джунглях Эквадора деревья какао растут в диком виде. Во время поездки в эквадорскую Амазонию мне самой доводилось видеть такие деревья с плодами какао, которые растут не на ветках, а присоединяются плодоножкой прямо к стволу.
Основные плантации какао сегодня сосредоточены на Тихоокеанском побережье Эквадора. Изучение бобов какао показало, что различные племена, обитавшие в доколумбовы времена по обе стороны Анд – в джунглях Амазонии и на берегу Тихого океана, — общались между собой и вели торговлю. Об этом рассказали бобы какао: генетически дикое какао Амазонии и современные сорта, культивируемые в Эквадоре, являются близкими родственниками. Известно, что у латиноамериканских индейцев плоды какао служили деньгами.
Теперь на самом какао зарабатывают деньги — и немалые. Историческая несправедливость заключается в том, что наиболее известные в мире марки шоколада принадлежат совсем не тем странам, где произрастают какао-бобы (то же происходит с кофе). Даже северная Финляндия производит тонны шоколада (см. здесь), а что уж говорить о Бельгии или Швейцарии.
С некоторых пор производители какао пытаются восстановить справедливость. В частности, Эквадор производит очень достойный шоколад под маркой Republica del Cacao. В аэропортах Кито и Гуаякиля киоски Republica del Cacao первым делом бросаются в глаза. Шоколадная тема породила даже одноименную линию футболок, которые в Эквадоре производят с не меньшим качеством, чем шоколад.
Любопытно, что шоколад стал путеводителем по тем эквадорским провинциям, в которых его производят. Отдельная серия плиток шоколада создана по географическому принципу. В каждой плитке — вкладыш, рассказывающий о том, чем интересна та или иная провинция. Например, в Манаби производят из особой тонкой соломки те самые знаменитые шляпы, которые человечество знает, как панамские (см. здесь).
Хотя, разумеется, если вы хотите привезти с собой эквадорский шоколад, то покупать его следует не в аэропорту — там он вдвое дороже, чем в городе. Хороший выбор есть в туристических магазинчиках, которые прячутся от стоящего в зените экваториального солнца под колоннами Дворца архиепископа на центральной Пласа Гранде.
Колониальная часть Кито хорошо сохранилась и вместе с перуанской Арекипой (см. здесь) может считаться, на мой взгляд, самым красивым, что осталось от испанской архитектуры в Америке.
Если просто походить по площади, окруженной, с одной стороны, президентским дворцом, с других – кафедральным собором, монастырем и дворцом архиепископа, то многое из давней и современной истории будет понятней.
Фасад президентского дворца выходит на улицу им. Габриэля Гарсии Морено. Табличка на фасаде дворца извещает, что означенный президент Гарсия Морено был убит на этом самом месте. Соотечественники погоревали-погоревали об убиенном диктаторе и назвали в его честь улицу.
А вот Элой Альфаро, политический противник убитого президента, удостоился даже памятника в парке. Его политическая карьера закончилась тем, что толпа разъяренных жителей Кито изрубила его мачете, протащила тело по пыльным улицам, а затем, еще живого, сожгла. По степени злодейства и честь.
В этом смысле Эквадор — классическая банановая республика. В наши дни, однако, этот термин применительно к Эквадору чаще употребляют в прямом смысле: Эквадор — главный в мире экспортер бананов; между прочим, и для России эквадорцы — первые поставщики фруктов. А вот об эквадорском шоколаде у нас мало кто слышал.
Впрочем, все эти серьезные соображения нисколько не занимают вас, когда вы прогуливаетесь под сводами колоннад Пласа Гранде, которые облюбовали себе чистильщики обуви. Мужчины и женщины, сидя на высоких стульях, выставляют свои ботинки и туфли, которые чистильщики доводят до ослепительного блеска. В одном ботинке даже почудилось отражение президентского дворца с огромным эквадорским флагом.
Чистка обуви – важный процесс в латиноамериканском городе, и настолько недорогой, что его может себе позволить даже нищий, который так же, как богатые господа, не хочет терять достоинство. Занятие это не терпит суеты. Во-первых, потому что суета вообще не в характере эквадорцев. А во-вторых, потому что на высоте 2850 метров, на которой расположен Кито, торопиться – себе дороже.
И вот точно так же неторопливо вы выбираете себе шоколадные плитки, коих имеется огромное количество разновидностей: от классического черного шоколада до плиток с вкраплением кофе, перца чили, а также с ароматом всех мыслимых видов фруктов, которые дает красная земля на экваторе.