Фредерик Форсайт в своих только что вышедших в свет воспоминаниях рассказывает, как однажды он проходил интенсивный курс обучения прыжкам с парашютом на базе британских ВВС. Единственное, ради чего делали перерыв в занятиях, было чаепитие: «Без заваривания чая вся британская структура обороны рухнула бы», — замечает писатель.
Книга вышла нынешней осенью: я это подчеркиваю, потому что в последнее время часто доводилось читать, что «старая страна», как англичане любят называть Британию, уже не та, что старомодные традиции чаепития безвозвратно ушли в прошлое вместе с модой на фарфор Wedgwood.
В действительности произошло нечто среднее. В английском доме вся семья действительно больше не собирается за afternoon tea, а если делает это, то совершенно не обязательно в 5 часов пополудни. Зато выросла популярность сельских чайных и дорогих отелей, специализирующихся на английской чайной церемонии. Чтобы попасть на чашку чая в лондонский Ritz, записываются за полтора месяца, и эта cuppa (общепринятое в Англии сокращение от cup of tea) обойдется в 50 фунтов на одного едока. Именно едока, потому что для англичанина чашка чая – это предлог перекусить со вкусом.
Поскольку в Москве сейчас проходит фестиваль ЧАЙНОМАНИЯ, разговор на эту тему, начатый мной на днях, представляется не лишенным смысла. На открытии фестиваля я познакомилась с профессором МГУ Анной Валентиновной Павловской, которая поделилась своими глубокими познаниями по истории английского чаепития. Поговорив с ней, понимаешь, что фраза Фредерика Форсайта о ключевой роли чая в обороноспособности Англии – это не преувеличение.
Во время Второй мировой войны в Англии, подвергавшейся нещадным бомбардировкам, сохранили традицию делать перерыв на чаепитие как символ несокрушимости британского духа (традиция продержалась до середины 50-х годов). Во время бомбежек лондонцам развозили горячий чай. Впоследствии было обнародовано исследование доказывающее, что регулярное чаепитие поднимало производительность труда на оборонных заводах во время войны; люди меньше жаловались на усталость.
Англичане называли чай своим тайным оружием. Гитлеровская пропаганда пыталась использовать эту удивительную зависимость англичанина от чашки чая, призывая сдаваться, иначе, мол, лишитесь чая. Но тайное оружие англичан оказалось сильнее.
Теперь, установив мистическую связь cuppa с английским национальным характером, поговорим о том, как именно англичанин пьет чай, что это за чай, и, что для меня представляет наибольший интерес, — с чем.
Своей любовью к чаю англичане, как известно, обязаны китайцам, которым они отплатили за это черной неблагодарностью, приучив последних к опиуму, чтобы вернуть те гигантские суммы, которые тратили на импорт китайского чая и китайского фарфора.
При этом англичанин пьет чай с молоком, что китайцу в страшном сне не приснится. Почему так? Одна из версий заключается в том, что англичане, ценя тончайший китайский фарфор, вначале заливали в чашку холодное молоко, опасаясь, что фарфор не выдержит кипятка. И по сей день в Англии пьют скорее молоко с чаем, нежели чай с молоком.
Такой способ чаепития отвечает также на вопрос о том, почему англичане предпочитают всем иным видам чая индийские и цейлонские. Исторически ответ очевиден: Индия с Цейлоном были британскими колониями, к тому же они расположены значительно ближе к Лондону, нежели Китай.
С точки зрения вкуса, говорит Анна Валентиновна, объяснение другое: индийские и цейлонские чаи более простые, нежели китайские, их можно и молоком с сахаром разбавить.
В наше время Индия и, в особенности Шри Ланка (бывший Цейлон), где в чайной отрасли занято 7% населения, делают упор на производство качественного сегмента чаев. На открытии фестиваля нам были представлены элитные сорта цейлонского чая, очень достойные.
Но вернемся к английской cuppa. Ритуал английского чаепития имеет три составляющих, из которых собственно чаю отводится третье по важности место. С него и начнем.
В наше время британцы пьют в основном чай из тех регионов, где они сами когда-то способствовали его появлению (так на Цейлоне первым чай стал разводить плантатор из Шотландии). Как правило, хороший английский чай представляет собой смесь из трех: индийский для крепости, цейлонский – для аромата, африканский – для цвета.
Заваривают чай по очень строгим правилам: прогревается чайник, заварка должна плавать, «чувствовать себя в чайнике свободно». Следует залить заварку кипятком, накрыть грелкой и не разбавлять, но обязательно добавить молоко. Что наливать в чашку первым — молоко или чай, — это тема отдельного разговора. Не подвергается сомнению, что английский чай должен быть сладким. Правда, в последние годы, в силу диетических требований, его стали делать менее сладким.
С чаями разобрались. Следом по степени важности идет приличествующая чаепитию еда. В хорошем отеле она появляется на столе в виде серебряной этажерки, имеющий три уровня (цифра 3, похоже, имеет какую-то мистическую роль в английском чаепитии). На нижнем уровне располагаются finger sandwiches – сандвичи на один укус. Классическим и, даже можно сказать аристократическим, английским сандвичем является бутерброд с огурцом. К этой традиции трудно относиться без юмора, но англичанин находит в своем сандвиче с огурцом, к которому в наше время еще принято добавлять чипсы, море вкуса. Задолго до изобретения чипсов английские колонизаторы на Цейлоне разводили целые плантации огурцов, чтобы было с чем выпить чашку чая.
На втором уровне чайной этажерке выкладывают сконы, которые едят с жирными сливками и клубничным джемом. Жители каждого региона Англии считают, что только у них производят сливки, подходящие для чаепития. Сконы – это тоже целая история. На мастер-классе по случаю открытия фестиваля я разжилась новым рецептом. Выложу его, как только опробую.
Третий, верхний, уровень этажерки предназначен для сладостей. В одном лондонском отеле специализируются на пирожных, представляющих собой миниатюрные копии платьев, показанных на очередной Неделе высокой моды в британской столице.
Ну, и наконец, вот простой ответ на вопрос, отчего для англичанина даже в XXI веке чаепитие не утратило своего значения. Главное в английской cuppa – это не чай и даже не еда, ему приличествующая. Главное – общение. В этом смысле неважно, где пьют чай – в «Ритце» или в деревенской чайной, куда по воскресеньям ходят целыми семьями.
Апофеозом английского чаепития является традиция: англичан, доживших до ста лет, приглашают на чашку чая к королеве. Для многих жителей, и в особенности, жительниц Альбиона цель дожить до ста лет имеет и этот подтекст. Анна Валентиновна рассказала о знакомой англичанке, которая дождалась королевского чаепития во дворце, явилась туда, как положено, в соответствующей шляпке, вслед зачем благополучно отправилась в мир иной.
Ну, а я завершу рассказ о традициях английского чаепития на более светлой ноте. Если вы в английской чайной больше не можете вместить в себя чая с молоком, просто положите чайную ложку поперек чашки. Что я в данный момент и делаю, в прямом и переносном смысле.