На второй день забастовки авиакомпании El Al почти ничто в аэропорту Бен-Гурион уже не напоминало о драматических сценах, невольными участниками которых мы накануне стали. Лишь стойка El Al в зале отлета была пустынной; за стеклянной стеной видны были контуры сотрудников авиакомпании, которые сидели при потушенном свете, не рискуя обращать на себя внимание.
В минувшее воскресенье, когда мы должны были вылетать рейсом El Al в Москву, авикомпании Израиля объявили забастовку. Рано или поздно все авиакомпании мира бастуют (Россия не в счет — по причинам, не нуждающимся в объяснениях). И поскольку это почти стандартная ситуация, все авиакомпании мира выработали на этот счет понятный набор действий, чтобы минимизировать неудобства страдающих от этих разборок пассажиров. Похоже, что El Al решила забастовать таким нелепым образом, как если бы до них этого никто никогда не делал. Забастовка уже шла, рейсы уже были отменены, но на табло в аэропорту Бен-Гурион все они значились в расписании, как действующие. Авиакомпания никак не извещала пассажиров. Более того, она всячески избегала общения с нами.
Перед тем, как ехать в аэропорт, мы не без труда разыскали центральный офис El Al на бульваре Ротшильда (компания туда недавно переехала, и в нашей гостинице об этом не подозревали). Сотрудница офиса была очень любезна, но ни на один наш вопрос вразумительно ответить не смогла и лишь посоветовала, не мешкая, ехать в Бен-Гурион. Мы выписались из гостиницы и поехали в аэропорт.
С практической точки зрения, этот совет оказался абсолютно бесполезным, хотя мы насмотрелись запоминающихся картин. El Al в лице своих растерянных сотрудников никак не пыталась прояснить ситуацию. Вы вернете нам деньги? Вы предоставите гостиницу? Покормите? Пересадите на другие рейсы? Они ничего не знают и ничего не обещают.
Любопытно, что иностранцы вели себя гораздо сдержанней израильтян, которые на разных языках изливали все, что они думают о национальном авиаперевозчике. Запомнился парень с огромными миндалевидными глазами на почти по-женски красивом лице, который громко задавал риторические вопросы представителю El Al и все это тут же снимал на свой мобильник, намереваясь, как он сам пояснил, впоследствии предъявить в суде в качестве доказательства для получения компенсации.
Была давка, были слезы, драки. В итоге после многочасового пребывания у стойки El Al по громкой связи всем нам объявили инструкцию: покинуть аэропорт. Это было первое официальное обращение компании к обманутым пассажирам (ни слова извинений). За несколько часов до него я получила по электронной почте письмо из El Al. В нем меня просили оценить качество услуг авиакомпании, доставившей нас в Тель-Авив. Понятно, что послание рассылал автомат. Но в сложившихся обстоятельствах оно выглядело достаточно интересно.
Благодаря любезности персонала Artplus Hotel, нам сохранили броню на номер уже после выезда из отеля и не стали повышать тариф, который к тому времени уже повысился. С удовольствием рекомендую эту небольшую и дружественную гостиницу на улице Бен-Иегуда. Благодаря нашим сыновьям, которые смогли из Москвы забронировать нам на следующий день полет украинской авиакомпанией через Киев, мы застряли в Тель-Авиве всего на одни лишние сутки. Не считая потерянных денег, мы никак не пострадали.
Лишний день в Тель-Авиве также никак не был лишним с точки зрения изучения культуры уличной еды, ради чего я, собственно, и летала в Израиль. Досада от бездарного поведения авиакомпании пройдет. Останутся незабываемые впечатления от тель-авивских рынков, ресторанов, свежевыжатые соки из всех мыслимых фруктов и овощей, которые вы можете пить на каждом углу, ароматы израильских специй, дружелюбие людей, соленый вкус на губах от морской пены на набережной Тель-Авива, изумительный вид на город из Яффы на закате солнца, поразившая меня фантазия современных израильских шеф-поваров, которые готовят нечто совершенно непохожее на традиционную еврейскую кухню, а более всего – сама радостная атмосфера южного приморского города, вместившего в себя, кажется, все языки, звуки, лица, традиции и пристрастия. Все это сумбурно запало в душу и наверняка останется в благодарной памяти.
Начиная с завтрашнего дня, буду рассказывать о вкусах Тель-Авива, а чуть попозже начну готовить со специями, которые я накупила на рынке Кармель. Обещаю приятные сюрпризы.