На следующий день после того, как мы вернулись из поездки по Белгородской области, российские информагентства сообщили: Виктор Линник, президент компании «Мираторг», заявил на пресс-конференции, что холдинг намерен производить не только мясо, но и собирается стать поставщиком шкур для отделки салонов машин, выпускаемых крупнейшими автоконцернами, и даже кожи для дамских сумочек.
В 2010 году «Мираторг» начал заниматься разведением крупного рогатого скота. Теперь у него самое крупное в стране стадо. Не пропадать же шкурам!
Два года назад я была в Аргентине, и мне рассказывали, что аргентинская мясная промышленность начинала прямо противоположным образом. Когда в аргентинскую пампу завезли коров, то на экспорт шли только шкуры: возить мясо за море в отсутствие холодильников было невозможно; относительно небольшому населению Аргентины такого количества мясо было не съесть, и туши коров, с которых сняли шкуры, оставляли стервятникам. Только позднее Аргентина стала снабжать мир говядиной.
Но сегодня речь не о говядине, а о свинине, на производство которой мы, собственно, и ездили смотреть в Белгородскую область. Именно по производству свинины (а также комбикормов) «Мираторг» является национальным лидером.
Виктор Линник гордится не только количественными показателями. По его словам, у «Мираторга» лучшие свиноматки, дающие максимальное количество поросят. Это тот редкий случай, когда не количество переходит в качество, а наоборот.
Сейчас повсюду в Европе производители боятся африканской чумы свиней. «Мираторг» ее тоже очень боится. Чуму, как предполагают, разносят дикие кабаны. В Белгородской области кабанов посчитали поголовно. Насчитали 4 тысячи.
Меры по предотвращению заражения животных принимают строжайшие, что мы почувствовали на себе. Очень хотелось посмотреть поросят, но это оказалось невозможно: чтобы попасть на ферму молодняка, требуется провести на карантине месяц. (Когда будущих сотрудников свинофермы берут на работу, в трудовом договоре ставят условие: запрещается иметь домашний скот).
И все же кое-что мы увидели, и увиденное дает представление о современном производстве мяса. Мы побывали на свинокомплексе в городе Короча, обрабатывающем 8300 голов в сутки. Свиньи весом в 120-122 килограмма – ни больше, ни меньше — попадают в комплекс в количестве 200 животных каждые 20 минут. Это первый этап. На четырнадцатом этапе происходит упаковка готовой для доставки потребителю продукции.
Из 14 этапов мы смогли посмотреть три последних. В так называемую «грязную» зону нас не пустили ради экономии времени. По технике безопасности после ее посещения необходимо принять душ. Допускаю, что картины там не для слабонервных, но нам не удалось увидеть, как производится нутровка (все, связанное с извлечением субпродуктов) – уровень роботизации этих работ составляет 90%.
Однако роботов мы все-таки увидели. На наших глазах робот разваливал свиную тушу одним молниеносным движением, которое занимает ровно 3 секунды.
Перед тем, как войти в цех, нас заставили снять все украшения, включая часы. Мы надели белые сапоги, теплые стеганые куртки, сверху белые халаты и шапочки, а поверх них – бейсболки и наушники, чтобы слышать сопровождающего. Видимо, мы походили на инопланетян, которые высадились среди мирных полей и лугов Белгородчины. И так же, как это бы делали инопланетяне, с изумлением озирались по сторонам.
Мы тщательно вымыли руки, вслед за чем специальные приборы при проходе турникета проверили их чистоту; если прибору что-то не нравилось, загоралась красная лампочка и турникет не пускал дальше. Меня прибор приветствовал зеленой лампочкой.
Фотографировать в цеху запрещено; съемка из цеха предоставлена «Мираторгом». Роботы делают основные операции: рассекают туши, отделяет голову и т.д. С момента, когда робот начал разделывать тушу, до упаковки продукции проходит 7 минут. Затем мясо поступает на динамический склад, где оно созревает. У каждого отруба свой срок созревания, например, у бекона – 24 часа. Мы видели склад из-за стекла. Оборудование и технологии в нем японские.
Непосвященному трудно оценить совершенство технологий, но меня поражало, насколько все на этом производстве продумано, и каждая технологическая цепочка доведена до логического завершения. Например, свиные головы (с отделенными ушами и пятачками) идут на экспорт в Китай. Свиные глаза поставляют научно-исследовательским институтам.
В процессе расфасовки готовой продукции человеческая рука вообще не соприкасается с мясом. Упакованная продукция проходит несколько стадий контроля. Одна из них – это когда рентгеном проверяют наличие металла или любых иных посторонних предметов в упаковке. На другой стадии проверяется, стоит ли на наклейке дата производства и срок хранения.
Пора подводить некоторые итоги. В первый день мы видели, как «Мираторг» выращивает пшеницу для производства комбикорма и даже приняли символическое участие в уборке урожая. На второй день проследили путь производства готовой мясной продукции. Оставалось выяснить, каково это все на вкус.
На берегу озера на открытой веранде отеля, где мы остановились, устроили пикник. Я не отказала себе в удовольствии ассистировать у гриля шеф-повару «Мираторга» Дмитрию Лозько.
Все мясо было из упаковок, которые просто раскрыли перед тем, как отправить на гриль. Стейки, маринованные в соусе ткемали, карбонат и свиные ребра в томатно-горчичной заправке с паприкой и гамбургеры. После целого дня поездок по полям аппетит был волчий.
О планах холдинга на ближайшее будущее на пресс-конференции в офисе компании рассказал гендиректор «Мираторга» Виктор Линник. Сейчас в компании работает 18,5 тыс., до конца года будет 21 тысяча.
До сих пор «Мираторг» ограничивается производством качественной мясной продукции и полуфабрикатов. Например, в Калининградской области, где холдинг производит куриное мясо, делают куриные наггетсы. Кстати, с Калининградской областью связан такой курьез. Решили изменить рецептуру котлет, увеличив в них содержание мяса. Но не пошло, потребитель не привык.
Рецептуру всех полуфабрикатов, включая маринады для мяса, разрабатывает шеф Дмитрий Лозько. Мясо для запекания упаковывается в пленку, в которой оно и готовится в духовке. По возвращении в Москву купила свиную рульку в такой упаковке и запекла ее: очень удобно, и это очень вкусно.
Что дальше? В Курской области «Мираторг» строит колбасный цех, рассчитанный на 150 тонн колбасных изделий в сутки. О готовящемся выходе холдинга на рынок кожи вы уже знаете.