В этом году «Каапсе Клопсе» перенесли на два дня. Самый веселый праздник Кейптауна, который называют «вторым Новым годом», а также «парадом менестрелей», обычно приходится на 2 января. Исторически буры и англичане в Капской провинции сами отмечали приход Нового года, как положено, 1 января, а на следующий день отпускали прислугу и рабов, чтобы и они могли раз в год повеселиться.
Потомки тех рабов, которые в Южной Африке никогда не были представителями коренных африканских народов, а завозились первыми европейскими колонизаторами, голландцами, из их владений в Юго-Восточной Азии (современные Индонезия и Малайзия), в наши дни проводят ежегодное красочное шествие. Его-то нам и довелось увидеть. Правда, по соображениям финансирования (а также с целью привлечения максимального количества участников), «Каапсе Клопсе» перенесли с четверга 2 января на субботу, 4 января.
Возникновение Кейптауна, как, возможно, никакого другого крупного города в мире, связано почти исключительно с едой и питьем. Для голландской Ост-Индской компании в середине XVII века важнейшей задачей было обеспечение бесперебойного снабжения провиантом кораблей, огибавших Африку на пути за драгоценными специями Индонезии и Малайи. Именно с этой целью командор Ост-Индской компании Ван Райбек основал первое поселение у подножья Столовой горы. И с той же целью здесь были разбиты первые виноградники.
Корабли той эпохи были маленькими, путь из Европы в Юго-Восточную Азию занимал месяцы. Главная ценность на борту – вода – не должна была портиться, и в нее добавляли вино, которому приписывали целебные свойства. А так основное место в трюмах парусников, конечно, занимали специи.
Вместе со специями в Кейптаун доставляли рабов-малайцев. Коренное население Юга Африки голландцы сочли не пригодным для работы на плантациях и виноградниках. Впоследствии к малайцам присоединились невольники из Индии, Мадагаскара, Йемена и Северной и Восточной Африки. Когда сегодня ЮАР привычно называют «нацией радуги», то происхождение этой радуги вот такое.
Но так устроен человек, что он живет не тягостными воспоминаниями, а надеждой на счастье, и потому ежегодный парад менестрелей в Кейптауне – это, прежде всего, очень веселое представление, к которому готовятся целый год. Чем-то оно напоминает латиноамериканские карнавалы, которые мне довелось видеть в молодости. Суть карнавала не только в том, чтобы отметить приход весны (в Южной Африке – пик лета), но и в соревновании между различными школами самбы (в Бразилии) или кварталами (в Панаме).
В Кейптауне соревнуются жители малайского квартала Бо-Каап. Под вечер 2 января, когда карнавал должен был состояться, но не состоялся, мы наведались в Бо-Каап и обошли несколько улиц, дома которых выкрашены в яркие карнавальные краски. Квартал был пустынен, не считая нескольких жителей на балконах, собравшихся в ожидании вечерней прохлады. Время от времени показывались женщины в традиционных мусульманских одеждах. Ничто не предвещало бурного веселья.
Двумя днями позднее Бо-Каап буквально взорвался от нестройных звуков труб и грохота барабанов. Каждый «клопсе», то есть клуб или школа, выступает в костюмах одного цвета, которому также соответствуют непременные зонтики от солнца (отчего шествие иногда называют парадом разноцветных зонтиков). Когда мы подошли в Бо-Каап (полгорода в центре перегорожено, дойти можно только пешком), шел розовый «клопсе». Точнее, конечно, не шел, а приплясывал, кривлялся, веселился, поливался водой на жарком солнце. Стоит проявить хоть немного встречного веселья, как из карнавальных шеренг непременно выдвинется мужская или женская фигура, — а зачастую и, будем прямо говорить, лицо неопределенного пола, — и исполнит лично для вас нечто зажигательное. По обочинам веселящихся приветствуют кейптаунцы, многие из которых (как, впрочем, и участники карнавала) приходят с нарядно одетыми детьми.
Проход «клопсе» по разноцветным улицам Бо-Каап – это только первая часть «второго Нового года» Кейптауна. Далее тысячи участников шествий перемещаются в район стадиона «Грин Пойнт» (в 2010 году на нем проходили матчи мирового чемпионата по футболу, а сегодня стадион по большей части простаивает, либо используется как концертная площадка), и вот там веселье уже достигает настоящей кульминации, в том числе, и гастрономической. Каапсе Клопсе – это еще и праздник уникальной кухни капских малайцев, которые не сохранили язык своих предков, но донесли до нас через века кулинарные традиции Малайи, обогатив их африканскими и европейскими мотивами.
Кое-что из «кап-малай» я уже попробовала, в частности, «боботи», которое готовила еще в Москве и, как теперь вижу, по достаточно приблизительному европеизированному рецепту. До конца путешествия, надеюсь, мне удастся усовершенствовать свои навыки с помощью кулинарных курсов. Но об этом уже в другой раз.