Турецкая национальная борьба называется гуреш. От других распространенных в мире видов борьбы она, в частности, отличается тем, что борцы смазывают тело оливковым маслом, чтобы труднее было делать захваты.
Традиция смазывать тело атлетов оливковым маслом идет из античных времен, но только турки, как представляется, сохранили ее по сей день: мелкая деталь, но, на мой вкус, характеризующая отношение турок к этому культовому продукту.
Наш путь в поездке по Турции проходил вокруг Мраморного моря – именно в этом регионе сосредоточены основные плантации оливковых деревьев в стране, занимающей четвертое место в мире по производству оливкового масла. Помимо того, что все съеденное и выпитое нами за четыре дня (кроме чая, айрана и турецкого вина) так или иначе имело отношение к оливковому маслу, мы также побывали в очень интересном музее оливкового масла, и на современном производстве, где видели весь процесс превращения оливок в густое желтое масло, которое тут же и дегустировали.
За последние годы я участвовала в дегустациях оливковое масло и бывала на оливковых плантациях на трех континентах – от Чили и Аргентины до Южной Африки и до Италии, Франции, Испании, Греции и Португалии, но только в Турции впервые оказалась на действующей маслобойне, о чем речь впереди.
Начнем, естественно, с истории. Турки убеждены, что распространение оливковых деревьев по миру началось с Юго-Восточной Анатолии, каковую здесь принято именовать «колыбелью» оливок. Стоит ли говорить, что на сей счет историками разных стран не первую тысячу лет ведутся споры. Если предположить, что у оливок было несколько колыбелей, то, несомненно, одна из них находилась на территории современной Турции.
Единственный в Турции музей оливкового масла расположился в живописной деревне Адепе на склоне Идейской горы, помещающейся на берегу залива Эдремит. Деревню окружает целое море оливковых деревьев, и это серо-зеленое море на горизонте перетекает в голубое море Эгейское.
В здании старинной мыловарни (мыло здесь варили, естественно, из оливкового масла) владельцы музея собрали у жителей деревни интереснейшие экспонаты, позволяющие в деталях восстановить весь традиционный процесс производства оливкового масла. Турецким ноу-хау можно считать использование в качестве фильтров ковриков из козьей шерсти.
Разноцветные коврики собраны в стопку при входе в музей. Я разместила фотографию в соцсетях и провела мини-опрос на тему, что бы это могло означать. Ни одного правильного ответа получено не было, что не удивительно. Между тем, когда знаешь ответ, все достаточно просто.
Пасту, образовавшуюся после того, как ягоды размолоты каменными жерновами, выкладывали на коврики, слой за слоем, и этот многослойный «бутерброд» помещали под пресс. Так происходил холодный первый отжим оливкового масла, который бы сейчас назвали Extra Virgin.
Накануне мы побывали на современном производстве оливкового масла. Маслобойня расположена рядом с фешенебельным рестораном Kahvalti, при котором, в свою очередь, имеется магазин, в котором продается оливковое масло всех мыслимых видов, а равно оливки, сыры, колбасы и прочая, и прочая – все это местное и очень колоритное. У нас образовалась небольшая пауза в расписании, и я, естественно, провела ее в магазине.
Подходит дама средних лет, которую я приняла за продавца, предлагает продегустировать оливки, масла. Мое любимое занятие – пробовать оливковое масло, окуная в него кусочки свежего хлеба.
Из магазина я вышла с увесистой банкой вяленых маслин и с турецким рокфором.
А дама, которую я приняла за продавца, оказалась владелицей ресторана и маслобойни. Нермин-ханым (ханым по-турецки «госпожа, дама», обычно присоединяется к имени, чтобы подчеркнуть уважение к его обладательнице) водила нас по своей фабрике, где мы дегустировали ароматное густое ярко-желтое оливковое масло, которое на наших глазах преобразовывалось из оливковой пасты.
Оливковое масло, произведенное из плодов, созревающих в предгорьях Идейской горы, отличается низким уровнем кислотности, сопоставимым с тем, что имеют масла из итальянской Тосканы и греческого Крита.
Понимая, что на голодный желудок такие картины могут оказаться просто-таки нестерпимыми, г-жа Нермин прежде угостила нас великолепным ужином, единственным недостатком которого было то обстоятельство, что ее ресторан находится при дороге. По строгим турецким законам это лишает его права продавать алкоголь.
Пришлось ограничиться айраном. Впрочем, значительная часть нашей поездки – до и после встречи с Нермин-ханым — была посвящена турецкому виноделию, о чем будет рассказано в отдельном репортаже из этой серии о неизвестной Турции.
Благодарю «НТК «Интурист», которая в содружестве с партнером Istantour организовала пресс-тур — запоминающееся хождение в зимнюю Турцию за три моря.
P.S. Этот репортаж был уже заверстан, когда стало известно о сильном землетрясении с человеческими жертвами на Востоке Турции. Эпицентр толчков пришелся на провинцию Элязыг. Это довольно далеко от тех мест, что мы посетили в минувшем декабре, но трудно оставаться равнодушной при виде фотографий с места катастрофы. Хотела бы выразить искренние соболезнования семьям, которых затронуло стихийное бедствие.
Кухни мира
Об авторе
Кухня нараспашку
Вся Соль в сети
Наши группы
Популярные запросы
Метки