Когда два года назад я привезла из поездки в Чили мешочек с меркеном, ощущала себя чем-то вроде посла чилийского вкуса в России. У нас меркен тогда не только никто не пробовал, но даже и не подозревал о его существовании.
У меня хорошая новость. С некоторых пор национальная чилийская приправа, которую индейцы в Патагонии делают из копченых на дыму костра умеренно острых перцев с различными добавками, появилась в Москве. Ее, наряду с другими чилийскими приправами, стала импортировать компания Astra Green.
Я пробовала их меркен (а меркенов существует множество разновидностей) на празднике, устроенном торговым представительством Чили совместно с туристической компанией Tour Express по случаю национального праздника южноамериканской страны. Чилийцы – возможно, cамая трудолюбивая и дисциплинированная нация в Латинской Америке, но одну неделю в году, на которую приходится День независимости – Semana de Chilenidad («неделя чилийства»), – вся страна расслабляется, пьет и со вкусом закусывает.
В Москве праздник «чилийства» проходил в ресторане «Тандем на Таганке.
Еще одна гастрономическая новость, которую мне сообщил глава Торгового представительства (Pro Chile) Пабло Бараона. С ноября чилийцы попытаются вывести на российский рынок чилийские авокадо. Две страны являются главными мировыми экспортерами авокадо: огромная Мексика и маленькая, по сравнению с ней, Чили. И эти же две страны — чемпионы по потреблению авокадо на душу населения.
В Чили, как я могу засвидетельствовать, авокадо пользуются культовым статусом. Задолго до того, как мир принялся подражать калифорнийским хипстерам с их авокадо-тостами, в Чили было принято завтракать куском поджаристого хлеба, на который, как масло, намазывают чилийский авокадо (palta).
До России авокадо из Чили пока не доходит: слишком далеко. По сравнению с Мексикой и Перу (авокадо этих стран встречаются в Москве), путь из Чили длиннее на пять суток. Учтите при этом, что авокадо – плод необычайно деликатный. В Калифорнии, в Сан-Диего, я была поражена, увидев, что в супермаркете каждый авокадо помечен этикеткой, свидетельствующей о степени спелости. В Москве столь трепетного отношения к авокадо пока не наблюдается, поэтому то, что попадает в наши магазины, как правило, либо об дорогу не расшибешь, либо перезрело настолько, что сразу отправляется в мусорное ведро.
По словам Пабло Бараоны, это вопрос высоких аграрных технологий. Производитель должен точно рассчитать, когда снимать плоды, чтобы, с одной стороны, не прогадать с ценой, а с другой – обеспечить на каждом рынке качественный товар. «Надеюсь, нашим производителям удастся все точно просчитать, чтобы чилийский авокадо смог конкурировать в Москве», — говорит Пабло Бараона.
А пока что повар чилийского посольства Рональдо Каррерас провел экспресс мастер-класс по приготовлению закуски из обожженного авокадо. За неимением под рукой гриля, Рональдо пользовался газовой гарелкой, с помощью которой ловко подкоптил нарезанные на четвертинки плоды, сделал для них сальсу из помидора, кукурузы и зелени (не без меркена, разумеется) – и дело готово. Весь процесс занимает несколько минут, и это вкусно.
Ну, и, пожалуй, последняя новость, которую я почерпнула на чилийской тусовке: Secreto Viu Manent. Компания Fort импортирует эти отличные чилийские вина из долины Кольчагуа; раньше они мне не попадались. Особенно на меня произвели впечатление карменер и совиньон блан.