Выставка «любителя» Гюстава Кайботта собирает толпы в музее Гетти

Автор: | Опубликовано: 13/04/25

При жизни импрессиониста Гюстава Кайботта называли «любителем» и ценили не столько за его собственное творчество, сколько за похвальную любовь к коллекционированию. Благодаря щедрости Кайботта до нас дошли многие полотна его современников и друзей, включая Ренуара, Моне и Писарро.

Слава более сотни лет неспешно подбиралась к этому удивительному художнику и обрушилась на него недавно, о чем может свидетельствовать проходящая сейчас в Центре Гетти выставка, организованная совместно с Музеем Орсэ и Чикагским институтом искусств.

До последнего времени имя Кайботта было известно лишь специалистам. На выставке к нам подошел пожилой смотритель, который признался, что его самого творчество французского мастера заинтересовало только, когда Музей Гетти купил на аукционе картину «Молодой человек у окна» за 54 миллиона долларов. «Я так счастлив, что теперь работа позволяет  мне видеть его картины каждый день», — сказал он.

Редко выставка художника, чье имя неизвестно широкой публике, вызывает такой ажиотаж

Выставка носит отчасти провокативное название Gustave Caillebotte Painting Men. Действительно, в отличие от абсолютного большинства художников своего времени, он писал в основном мужские портреты и мужскую натуру, хотя не ограничивался ими, о чем можно судить и по выставке в Лос-Анджелесе. Моделями для него служили в большинстве случаев люди его ближнего – в прямом и переносном смысле слова – круга: семья, друзья и соседи, жившие неподалеку от его парижской квартиры на бульваре Осман. На полотне, приобретенном Музеем Гетти, изображен младший брат художника.

«Молодой человек у окна» из собрания Гетти обошелся музею в 54 миллиона долларов

В более поздний период, когда Гюстав переехал за город и со страстью увлекся лодками, героями его картин становятся яхтсмены. Кайботт вообще был человеком многих и разнообразных увлечений. Его, например, принято считать одним из «отцов филателии»; выдающаяся коллекция марок, которую они собрали с братом, ныне принадлежит Британскому музею.

Гюстав Кайботт. Автопортрет

Но, конечно, главная коллекция Гюстава – это картины его друзей-импрессионистов. Будучи человеком состоятельным, в отличие от большинства современных ему художников, он поддерживал коллег, покупая их работы, и многих в буквальном смысле слова спас от голода. Он хорошо понимал, какую ценность представляет его коллекция, которую уже в 28 лет завещал французскому государству. Другое дело, что государство в лице своих чиновников от искусства, этого совершенно не понимало. Уже после смерти Кайботта (он прожил всего 45 лет), крупнейшие музеи отказывались от его дара, находя творчество импрессионистов скандальным и непримечательным.

На заднем плане этой картины мадам Кайботт, мать живописца

И только благодаря настойчивости его младшего брата Марсиаля, важнейшие полотна импрессионистов в конце концов заняли свое место в музее Орсэ, где теперь хранятся и картины самого Кайботта.

Кстати, нынешняя выставка прежде, чем оказаться в Лос-Анджелесе, экспонировалась в Музее Орсэ, а после Музея Гетти будет летом гостить в Чикагском институте искусств.

Новые улицы Парижа вызывали неподдельный восторг современников

Выставка, вместившая почти 100 картин и рисунков, состоит из десяти разделов; один из первых — модернистский Париж. Во второй половине XIX века на глазах одного поколения столица Франции из средневекового муравейника превратилась радением барона Османа в великолепный город, равного которому в мире не было и нет.

Художник был в восторге от такой трансформации, и он передает этот восторг героям своих парижских работ. Раз за разом повторяется сюжет, когда молодые парижане разглядывают новые улицы с балкона.

Мост Европы как символ современного художнику Парижа

Париж тех лет — это также город смелых инноваций в архитектуре и инженерном деле, символом которых явилась Эйфелева башня. Кайботта, насколько можно понять, башня не особенно привлекала, но он посвятил как минимум две картины и несколько этюдов мосту Европы. С точки зрения сегодняшнего дня он выглядит достаточно примитивно, будто собран из детского конструктора – не чета великолепному мосту Александра III. Но именно такой примитивизм, лишенный внешних прикрас, вероятно, представлялся современникам необыкновенно привлекательным, и художник подробно выписывает заурядные металлические конструкции.

«Паркетчики»

Стилю Кайботта вообще чужда всякая красивость; иногда даже кажется, что он эпатирует публику сугубо повседневными, обыденными сюжетами. Вот паркетчики циклюют полы в его мастерской. Эта далекая от романтизма сценка легла в основу одной из самых известных картин мастера. Продольные линии, которые оставляют на полу цикли рабочих, гармонируют с линиями их вытянутых рук. В углу комнаты бутыль красного вина, припасенная на обед.

Вот что предшествовало написанию «Паркетчиков»

Скупость деталей – это тоже стиль Кайботта, как у Чехова, который писал ночь двумя штрихами: тень от мельничного колеса на мосту и стеклышко, блеснувшее под луной. Но каждая из этих деталей тщательно проработана в эскизах и рисунках, которые художник делал с натуры, прежде, чем взять в руки кисть.

Выставка позволяет проследить за этим процессом.

Обнаженные тела у Кайботта — не боги или богини, а мужчины и женщины во плоти

Кайботт редко писал обнаженную натуру; в тех случаях, когда он это делал, обходился без мифологических или религиозных «подпорок». У него голые мужчины и женщины – это просто голые мужчины и женщины, а не боги и богини. Положим, у Гойи «Обнаженная маха» — это тоже «ню», не завуалированная мифологическим сюжетом, но Гойя писал свое великое полотно для частной коллекции. Однако даже и более века спустя «Маха» вызывала скандалы. В 1930 году в республиканской Испании выпустили серию марок с репродукцией картины. Письма с этими марками не доходили до адресатов в США, где почтовые миниатюры с «Махой» оказались под запретом как «неприличные».

Изображение голых мужчин на картинах Кайботта шокировало современников

Что уж говорить о католической Франции XIX века с ее весьма свободными нравами в частной жизни, но строго-консервативной общественной моралью. Публика была шокирована работами Кайботта, да и в наше время не прекращаются пересуды, относительно изображения им мужской натуры. Во французской прессе было много спекуляций относительно предполагаемой гомосексуальности Кайботта. Кураторы выставки подчеркивают, что фактических оснований для таких умозаключений не существует.

Кайботт был увлеченным конструктором лодок и страстным яхтсменом

В последние годы своей короткой жизни Гюстав вместе с братом переселился в пригород Парижа, где увлекся конструированием лодок и парусным спортом. Картины этих лет наполнены солнечным светом и яркими красками, не характерными для его раннего творчества. Но в целом работ за последний период было создано меньше, и художник больше не брался за большие полотна.

Современники Кайботта, садясь на весла, могли позволить себе снять сюртук — но не котелок

Помимо увлечения парусным спортом Кайботт был также страстным садоводом. Это безобидное занятие и свело его в могилу. В 1894 году Гюстав простудился, работая в своем саду, и умер от отека легких.

По отзывам критиков, едва ли не главным шедевром, представленном на выставке в Музее Гетти, является большое полотно «Дождливый день в Батиньольском квартале», известное также, как «Парижская улица в дождливую погоду». Типичная парижская погода, моросит серый дождик, покрывая влажной пеленой брусчатку мостовой, по которой снуют пешеходы под зонтиками. Улицы Парижа пока принадлежат людям, а не машинам, которые еще не изобретены, и мы видим лишь задние колеса единственного конного экипажа. На первом плане нарядно одетые кавалер и дама, прогуливающиеся по новому кварталу неподалеку от вокзала Сен-Лазар.

«Дождливый день в Батиньольском квартале», самая нежная картина Кайботта

Картина написана в 1877 году, и в том же году ее показали публике на 3-й выставке импрессионистов. Кайбот в свои 29 лет был самым молодым ее участником и главным организатором.

После смерти художника семья сохранила это произведение у себя, и лишь через 60 лет потомки продали его основателю концерна Chrysler, у которого «Дождливый день» купил Чикагский институт искусств, предоставивший Музею Гетти эту «одну из самых красивых и нежных», по выражению критика, картин Кайботта.

Помимо эстетического наслаждения, картина служит источником сведений о парижской моде конца 1870-х годов; Кайботт, по-видимому, внимательно следивший за модными тенденциями, подробно выписал костюмы своих персонажей в мельчайших деталях.

В сувенирном магазине Музея Гетти каталог выставки Кайботта продается рядом со стилизованными под эпоху предметами мужского туалета: от запонок до котелка

Не исключено, что именно это полотно навело американских кураторов на забавную мысль сопроводить каталог выставки предметами мужского туалета, стилизованными под моду полуторавековой давности. Любой желающий может приобрести их в сувенирном магазине музея.

Выставка «любителя» Гюстава Кайботта собирает толпы в музее Гетти
4.5 | Голосов: 2

Понравилась статья?

Получайте анонсы новых материалов прямо на ваш почтовый ящик.
Уже более 1000 подписчиков!
 
*Адреса электронной почты не разглашаются и не предоставляются третьим лицам для коммерческого или некоммерческого использования.

Комментарии закрыты

К этой статье нельзя добавить комментарий.