Уинстону Черчиллю приписывают знаменательный афоризм: «Мои вкусы самые простые, — якобы говорил английский премьер. – Мне нравится все самое лучшее».
По некоторым дошедшим до нас данным, так оно и было. Например, в годы Первой мировой войны Черчилль умудрялся получать из воюющей Франции шампанское и фуа-гра. Что немало способствовало развитию его полководческих талантов (галлиполийская катастрофа – не в счет).
Помимо шампанского, армянского коньяка и фуа-гра (о чем знают все), к числу любимых Черчиллем самых вкусных продуктов относилась и сосьвинская сельдь, о которой известно гораздо меньше. Благодаря Александру Петрушину, который в 2012 году опубликовал в газете «Тюменский курьер» очень интересную статью «Селедка для Черчилля», мы можем восполнить этот досадный пробел.
Сосьвинская сельдь известна в Восточной Сибири как рыба тугун. Это маленькая рыбка, размером с кильку. Будучи правильно посоленной, имеет совершенно несравненный вкус. В годы Великой Отечественной войны бочонки с сосьвинской сельдью шли в Англию в обмен на поставляемую англичанами по ленд-лизу военную технику и консервы. Добывали сельдь заключенные Гулага.
Автор статьи уверяет, что Черчилль любил тугун и закусывал им армянский коньяк.
Самое поразительное в этой истории заключается в том, что сосьвинская сельдь не канула в Лету, а доступна и сегодня. Мой старший сын купил внушительную банку деликатесного тугуна в одном из московских рыбных магазинов и привез ее мне на дачу, где мы быстро соорудили с ней маленькие бутерброды на ржаном хлебе на манер датского smorrebrod.
Вкус не передать, но поверьте, это стоит того, чтобы поискать в магазинах рыбку тугун.
Принцип датского бутерброда, как мне уже однажды довелось писать, подобен лего. Можно складывать на кусок хорошего, преимущественно ржаного, хлеба все, что вашей душеньке угодно. Главное условие — качественный хлеб и столь же качественные ингредиенты. Думаю, что, знай Черчилль что-то о датских бутербродах, он бы непременно их полюбил (а, может быть, он их и любил, кто знает). В тот день у меня нашлась в холодильнике баночка маринованной свеклы (одна из читательниц блога недавно спрашивала, зачем я мариную так много свеклы с луком: а вот как раз на подобный случай). Красный маринованный и натуральный белый репчатый лук также пришлись очень кстати. И, если бы размеры ржаных тостов позволяли, стоило бы добавить сюда вареные яйца.
Но и без того бутерброды с сосьвинской сельдью оставили след в благодарной памяти.