Когда вы отправляетесь на отдых в новое для себя место, погода играет едва ли не важнейшую роль. В списке неприятных погодных явлений, способных испортить отпуск, сильный ветер относится к числу самых негативных факторов.
Добро пожаловать на Миконос. Греческий остров в Кикладском архипелаге не просто так называют «островом ветров». Ветра здесь дуют с упорством, достойным лучшего применения в иных местах. Тем не менее, количество желающих побывать на Миконосе растет день ото дня. Рейс авиакомпании Aegean задержался в Москве на час, из-за чего мы не успели на стыковку. Наши места тут же были отданы кому-то из листа ожидания, а нас пересадили на следующий рейс на Миконос. Толпа желавших улететь этим, следующим, рейсом была угрожающих размеров, и по громкой связи добровольцев призывали пересесть на еще более поздний рейс, заманивая вознаграждением в 250 евро.
Все хотят попасть на Миконос, но не все готовы к тому, что ветер здесь – это не красивый образ из рекламного ролика, а факт жизни. Зимой ветра дуют из Африки, летом приходит Мелтеми, северный ветер. Его вызывает к жизни противодействие области низкого давления, образующейся в летние месяцы над Балканами, с областью высокого давления над Африкой.
Сами жители Миконоса, а таковых не более 10 тысяч, различают малейшие изменения направления Мелтеми. Если северный ветер присоединяет к себе воздушные потоки с Востока, он называется Грегос. Если дует ветер северо-западного направления, имя ему Майстрос. Говорят, что у обитателей Миконоса больше различных имен для ветров, чем у эскимосов – для снега (последних, т.е. обозначений снега, кажется, 79).
Что касается северного ветра, его имя идет от итальянского словосочетания «плохая погода». Миконос, как многие греческие острова, в свое время побывал под венецианцами, что отразилось не только на языке, но и на архитектуре, и на местной кухне, и на стиле жизни. Но, конечно, Мелтеми гораздо древнее Венеции. Феномен постоянных ветров на островах изучал еще Аристотель.
Не будет преувеличением сказать, что ветер в прямом и переносном смысле создал Миконос таким, как мы его сейчас застали. Первым свидетельством тому являются мельницы. Их здесь множество, они украшают все высокие точки острова и фигурируют на всех открыточных планах. Ни одна мельница в наши дни не используется по прямому назначению: их функция, как самого острова, — обслуживать туристов. Но так было не всегда.
В разделении ролей между греческими островами за Миконосом с давнего времени закрепилась роль острова, производившего сухари для моряков. Парусники заходили в удобную гавань Миконоса, мельницы мололи муку из привозной пшеницы, а миконосские пекари делали непревзойденного качества сухари, которые не плесневели в течение многих месяцев. Среди клиентов миконосских пекарей в эпоху Екатерины Второй встречались русские военные моряки.
О миконосских сухарях я буду писать отдельно, благо мне довелось побывать в самой древней пекарне Миконоса и поговорить с ее владельцем. Сейчас вернемся к ветру.
До середины XX века Миконос мало чем выделялся из числа сотен других греческих островов. Все изменилось с началом шестидесятых, когда по прихоти Жаклин Онассис и Грейс Келли сюда принялись съезжаться богатые и знаменитые.
Тогда же на острове был замечен розовый пеликан Петрос, ставший чем-то воде символа Миконоса. К нашим дням потомство Петроса (Петросы Петровичи) вроде бы продолжает обитать на острове, но этих птиц мало кому удается увидеть. Зато нет недостатка в ленивых, вальяжных кошках, которые позируют туристам.
Вот уже шесть десятилетий прохладный северный ветер заносит на Миконос богатых тусовщиков со всего света, а греческий остров всерьез конкурирует с Сен-Тропе и Ибисой. Конкурентные войны нашли отражение на сувенирных футболка; на них печатают слоган не вполне парламентского содержания, который условно можно перевести, как «Миконос сделал Ибису».
В пляжных барах не самой дорогой части острова во льду стоят бутылки французского шампанского, а не дешевого пойла для бэкпекеров, как это происходит на многих других греческих островах или на Майорке. На пляжах, где собирается тусовка, играют лучшие европейские диджеи. В списке местных ресторанов встречаются имена самых модных мировых шефов (о встрече с одним из них будет отдельный репортаж в ближайшие недели).
На одном из греческих англоязычных сайтов я нашла подробную статью о том, как за неделю потратить миллион долларов на Миконосе. Проведя на острове неполных три дня, легко могу предположить, что в той статье не было преувеличения.
При этом для того чтобы ездить на Миконос, совершенно не обязательно быть миллионером. Остров удивительным образом смог сохранить демократичную атмосферу, при которой люди самого разного достатка чувствуют себя здесь вполне комфортно. Каждый находит себе занятия по собственным интересам и возможностям, а северный ветер Мелтеми уравнивает всех.
Несомненно, Мелтеми имеет и неприятные последствия, когда его сильные порывы вздыбливают море, лишая вас одного из главных удовольствий – неспешного купания в его прозрачных бирюзовых водах. Нам повезло: Мелтеми дул постоянно, в особенности по ночам, но днем не был слишком настойчив, и это приносило желанную прохладу и снижало влажность. Об остальных впечатлениях от одного из самых оригинальных островов Греции буду рассказывать в следующих репортажах.